Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Что общего между человеком и глиняным сосудом с точки зрения ритуальных законов Торы? Отсутствие внутреннего содержания пагубно сказывается и на том, и на другом

«Бегут нечестивые, хотя никто не преследует их
а праведные — спокойны как львы»
Притчи Соломоновы

Глиняная посуда становится ритуально нечистой только изнутри, но если что-то нечистое дотронулось до неё снаружи, она остается неосвернённой. Известно, что Всевышний слепил человека из праха земного (глины) и вдохнул в него бессмертную душу. Поэтому праведники и после смерти «живее всех живых» (не путать с дедушкой Лениным!), а злодеи уже при жизни мертвы. Так, одна оболочка.

А вот наша история. В Йемене большинство евреев работало ювелирами (в Советском Союзе, конечно, тоже, но только в кино). И все были религиозными. Однажды в Тбилиси я вышел на улицу в кипе. Меня спросили, почему я гуляю в ювелирской шапочке?

Лучшим ювелиром Йемена был мудрец Торы рав Авраам Бадихи. Однажды наследник престола поручил раву обработать дорогое ожерелье. Рав боялся, что его могут украсть и попросил принца отвести ему место во дворце, где он смог бы спокойно работать.

Наследник выделил комнату и рав Бадихи приступил к делу. В помещении, где он работал, в углу валялся старый кувшин. Рав случайно притронулся к нему и по звуку определил, что он из чистого золота. Рав обратился к принцу со своим открытием. Принц расхохотался: «Возьми кувшин себе! Я тебе его дарю». Рав не поддался соблазну, он очистил кувшин специальной пастой и принес принцу. Когда король умер, то во время восхождения на престол принц посадил ювелира рядом с собой.

Министры заволновались: за что презренному еврею такая честь? Новый король вынул золотой кувшин и спросил: «Мог бы кто-нибудь из вас поступить подобно этому еврею?». Все потупили глаза.

Всё же тогда люди были намного честнее. Сегодня все бросились бы к королю и толкались, кричали, клялись, что они бы и нитки не взяли!

Большую часть рассказа я заимствовал на сайте Толдот.ру, а они — ещё где-то. Но я ощущал внутреннюю неудовлетворенность. Слушая о праведности героев Торы, мудрецах, живших давно и в других реалиях, люди обычно мысленно возражают. «Может, это и правда, может — нет; а даже если и правда, мы-то причём? Они праведники, а мы простые обыватели, в наше время такого не бывает. Да и зачем красоваться перед чужим королем, взял бы кувшин себе, сколько бы добрых дел он мог сделать с его помощью для евреев!»

Поэтому расскажу аналогичную историю из моей практики. Тринадцать лет тому назад мы с супругой построили в городе Бейтаре трехкомнатную квартиру, до сих пор выплачиваем банку машканту (ссуду). В том же году супруге предложили должность «эм-байт» — «мамы общежития» в школе для девочек. Администрацию школы арендует для нас жильё в районе школы. Свою квартиру мы сдаем. Жильцы попадаются разные. С некоторыми не было проблем с оплатой, но попадались такие, за которыми приходилось гоняться. Года три назад мне посоветовали: сдай квартиру праведнику, пусть платит чуть меньше, зато без нервотрепок, здоровье дороже. Я согласился. Праведник сам меня нашёл. Я договорился с ним, что раз в году мы будем пересматривать условия съёма и плату в соответствии с рыночной ценой. Первый год это было 2500, во второй — 2200, в третий я кого-то спросил, мне сказали, что цена квартир не изменилась. Я передал это жильцу.

«Уточните плату», — сказал жилец.

Мне было лень этим заниматься. Я проворчал: «А что, цена уменьшилась?»

«Нет, но уточните», — не отставал жилец.

Я уточнил — цены на аренду повысились. Я сказал об этом жильцу.

«Сейчас правильно», — обрадовался Натан Миллер, мой жилец, и выписал чек.

Когда я пересказал кому-то эту историю, не называя имён, мне ответили: «Фамилию можете не называть, это был Натан Миллер».

Через полгода произошла необычная история. На Рош-а-Шана семья Миллера пошла молиться, а в дом зашли воры, явно арабы, обыскали все углы, собрали всё, что в доме было ценного, в том числе и ювелирные изделия, сложили в детскую коляску и… чего-то испугались и убежали. Может, к ним явился образ того самого йеменского короля и популярно объяснил им по-арабски, что с праведниками лучше не связываться? А кого ещё могут испугаться в современном Израиле арабы? Полицию, что ли? Тем более, что в религиозных городах ей просто нечего делать.

Ну а причём здесь глиняный сосуд? Догадайтесь сами.


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.