Из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала», темы: Деньги, Тора и бизнес, Шауль Вагшал, Ссуда
Предисловие
Ранее был описан способ, согласно которому товар с твердой стоимостью разрешается брать в долг обычным путем. Неясно, однако, входит ли в класс предметов с "фиксированной ценой" иностранная валюта. Сомнения возникают по следующим причинам:
а) Изменения в ее цене могут произойти в любой момент.
б) Банки (или обменные пункты валюты) открыты лишь в определенные часы (или, по крайней мере, не везде), поэтому не всегда есть возможность получить иностранную валюту.
в) Цена на мировом рынке валют может измениться в то время, когда банки в стране, где получен заем, были закрыты.
Автор настоящей статьи придерживается мнения, что иностранную валюту нельзя квалифицировать как товар с твердой стоимостью. Больше того, она не подходит даже под определение обычных денег. Потому что - в отличие от местных денег - иностранная валюта не имеет универсального характера при оплате услуг и товаров в данной стране (например, как правило, на иностранные деньги нельзя купить автобусный билет). Поэтому, с точки зрения закона о проценте, иностранная валюта входит в разряд товаров с нефиксированной стоимостью, для которых действуют положения о займе предметов. Кроме прочего, для получения ссуды в иностранной валюте можно оформить этер-иска.
Иностранную валюту можно одолжить одним из двух способов:
Способ А
Если получатель владеет в городе, где происходит выдача займа, по крайней мере одной единицей валюты, которую он хочет занять, ему разрешается взять в долг любое ее количество.
Пример
За пределами Соединенных Штатов человек, имеющий хотя бы один доллар в том месте, где он собирается взять заем, имеет право одолжить любое количество долларов.
Если у него нет долларов, предполагаемый заимодавец (или любой другой человек) может сначала подарить ему один доллар (или продать за местную валюту), а затем одолжить требуемую сумму в американской валюте.
Способ Б
Заем осуществляется путем привязки одалживаемой суммы в иностранной валюте к текущему курсу в местной валюте.
Другими словами, надо договориться перед выдачей займа в иностранной валюте, что он будет привязан к стоимости этой валюты в местных деньгах на момент его оформления. Т.е., если стоимость иностранной валюты возрастет, то получатель будет обязан вернуть только ее стоимость по курсу на момент выдачи займа. Очевидно, что такой вариант невыгоден заимодавцу в стране с высокими темпами инфляции.
Пример
Предположим, в момент выдачи займа обменный курс доллара США равняется в Израиле 4,2 шекеля (т.е. израильские банки покупают один американский доллар за 4 шекеля 20 агорот). Человек, дающий в долг 100 долларов на территории Израиля, говорит получателю: "Ты мне должен 420 шекелей". При этом возможны три ситуации:
1. Курс доллара к моменту возврата займа повысился. В этом случае должник может или заплатить 420 шекелей, или вернуть такое количество долларов, за которое заимодавец сможет получить 420 шекелей, но не больше.
2. Курс американского доллара понизился. Должник возвращает те же 420 шекелей. Но ему не разрешается произвести расчет долларами на сумму, соответствующую 420 шекелям.
3. Если же курс американского доллара на израильском валютном рынке остался неизменным, надо выплатить 100 долларов.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы