Из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала», темы: Деньги, Тора и бизнес, Шауль Вагшал, Ссуда, Долг
Тому, кто берет в долг, надо ограничиться суммой, которую он наверняка сможет выплатить. Иначе он рискует прослыть человеком, не возвращающим ссуду из-за легкомыслия или неуважения к другим (Тора называет такого — раша, злоумышленник).
Дающий в долг должен настоять, чтобы ссуда имела документальное подтверждение, даже если берущий известен как порядочный человек, поскольку всегда есть шанс, что он может забыть о взятом долге. Достаточно написать в расписке: «Я, имярек, должен такому-то такую-то сумму», — и поставить дату. После выплаты долга эту расписку надо вернуть должнику или порвать. Частичные выплаты тоже надо записывать.
Если заем выдан с условием, что он будет использован для какой-то определенной цели (например, для открытия надежного дела), нельзя применять его для других целей (например, для проведения рискованных операций). Деньги, одолженные для бизнеса, нельзя использовать в личных интересах (например, чтобы купить автомобиль или выдать замуж дочь), если на это нет согласия заимодавца.
Получатель займа обязан выплатить его в установленный срок. Однако он не обязан занимать деньги или брать дополнительную работу, чтобы вернуть долг, если не обязался поступить именно таким образом, когда брал заем. Если у него нет свободных денег, но есть сбережения (например, в виде ценных бумаг, ювелирных изделий, дорогих книг и т.п.), он не может утверждать, что не в состоянии выплатить заем. И если заимодавец требует расплатиться с ним, то он должен либо перевести свою собственность в деньги и отдать заимодавцу, либо оплатить свой долг имеющимися у него ценностями.
Заимодавец имеет право попросить выплаты займа, — но только если он знает, что получатель займа располагает либо деньгами, либо достаточным имуществом для возвращения долга. Если у получателя нет средств для выплаты одолженных денег, нельзя требовать от него платы, поскольку такое требование ни к чему не приведет, доставив несостоятельному должнику душевную боль.
Если заимодавец не располагает точными сведениями, может ли получатель займа расплатиться с ним, т.е. достаточно ли у того средств для такой расплаты, он может напомнить ему о долге такими словами: «Я не прошу вернуть мне долг немедленно, но не забудь обо мне, когда у тебя появится возможность заплатить».
Заимодавец должен проявлять деликатность к чувствам получателя займа, если тот не в состоянии выплатить долг. Ему надлежит избегать с ним встреч, чтобы не поставить его в неловкое положение или смутить.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы