Основа всего Творения в том, что Б-г захотел создать человека, который прилеплялся бы к Нему и наслаждался Его истинным благом. Для этого человеку были даны два пути — путь добра и путь зла, и возможность выбора того пути, который пожелает. И когда человек сознательно и по своей воле изберёт добро и отвергнет зло, ему будет дано вечное истинное благо. Все остальные создания сотворены только потому, что Высшая Мудрость видела в них необходимость для полноты мира, чтобы человек мог находится в нём в состоянии свободы выбора, и мог бы служить Всевышнему, достигая этим истинного блага. И хотя мы не знаем назначения каждого предмета в отдельности, от наших мудрецов нам ведомо, что главное во всём Творении — это человек, для которого были сотворены все остальный создания. Человек же был сотворён для того, чтобы удостоиться истинного блага. Но сочла Высшая Мудрость, что для достижения этого истинного блага человеку следует сначала пройти испытание и выдержать его. С этой целью Б-г создал для человека мир, где он мог бы быть испытан. В этом мире существует добро и зло, и человек в состоянии отвергнуть зло и избрать добро. Сущность добра и зла состоит в том, что установил Всевышний в мире святость и (духовную) нечистоту.
Святость (кдуша) — это состояние близости к Творцу, а нечистота (тума) — удаление от него; святость — воздействие, посылаемое Всевышним тому, кто достоин этого, а нечистота — состояние отдаления и сокрытия, когда Он как бы скрывается. Однако истина заключается в том, что Творец создал определённые духовные силы специально для этой цели. Именно от них приходят (духовные) тьма и скверна. От всякого места, где есть эта грязь отдаляется святость и скрывается оттуда Свет (т.е. воздействие — прим. Пер.) Всевышнего. Эти силы называются силами нечистоты. Творец дал человеку силу воздействовать на Высшие корни (т.е. трансцендентные силы — прим. пер.) — что бы они передавали Свет святости Благословенного и Свет Его добра или, наоборот, духовную грязь и нечистоту. Всевышний выделил определённые действия, с помощью которых будет привлекаться святость, и приказал постоянно совершать их, и это — предписывающие заповеди. Он выделил также действия, с помощью привлекается духовная нечистота, и приказа избегать их. Это запреты Торы. Истинное добро — только в прилеплении к Всевышнему.
Мы уже объяснили, что заповеди привлекают воздействие Его святости и свет Его добра. Поэтому заповеди являются средством, с помощью которого достигается истинное благо. Ведь тот, кто освящает себя в большой степени эманацией святости Творца, достоин прилепляться к нему и наслаждаться истинным благом; а тот, кто в большой степени загрязняется вышеупомянутой духовной нечистотой, будет недостоин приобщаться к Нему, и будет отвергнут. Есть, однако, много различных уровней в воздействии святости и нечистоты. Так же и в благе, приобретаемом с помощью добрых дел, и в отторжении от добра, вызываемом злыми деяниями, есть много различных ступеней. В различие этих уровней заключается разница между людьми по отношении к Истинному достоинству, как мы ещё, с Б-жьей помощью, объясним. И нужно знать, что так же как дана человеку сила привлечь к себе с помощью своих деяний святость или нечистоту, так дана ему сила привлекать святость или нечистоту ко всему Творению. Получается, что всё Творение исправляется или портится в духовном смысле человеком. И это засчитается в заслугу праведникам, исправляющим Творение и обвинении злодеям, портящим его, как мы сказали выше. Деяния человека привлекают эти воздействия в силу параллельности, существующей между объектами нижнего мира и высшими Силами. Когда нечто внизу приходит в движение, это возбуждает параллельную силу наверху, и таким образом происходит изменение в передаче воздействий свыше.
Если определённое действие является заповедью, то оно усиливает соответствующую силу наверху. И результатом будет соответствующая данному деянию воздействие святости от Б-га. Если же человек совершает запрещённое действие, то оно повлечёт ущерб в соответствующей высшей Силе, и согласно этому скроется и отдалится Свет Всевышнего, и возбудится одна из сил зла, прямо противоположная скрывшемуся воздействию святости, и привлечётся соответствующая духовная нечистота. Таким же образом раскаяние устраняет ущерб. После него сила нечистоты, соответствующая данному греху, будет не в состоянии действовать, и воздействие святости опять будет передаваться, как подобает.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.