Из цикла «Словами скрытые миры», темы: Раби Йоханан бен Закай, Пиркей Авот, Моше Айзенман, Рава, Абае
אביי ורבא הוו יתבי קמיה דרבה, אמר להו רבה: למי מברכין? אמרי ליה: לרחמנא. ורחמנא היכא יתיב? רבא אחוי לשמי טללא, אביי נפק לברא אחוי כלפי שמיא. אמר להו רבה: תרווייכו רבנן הויתו
Абайе и Рава [в детстве] учились с Рабой. Раба спросил их: «К кому мы обращаемся, когда говорим благословения?» Они ответили: «К Всемилостивому». — «А где Всемилостивый живет?» Рава показал на потолок, а Абайе вышел на улицу и указал на небо. Раба сказал им: «Вы оба станете великими раввинами!» (Брахот 48a).[1]
Дети, по всей видимости, были настолько малы, что их поведение произвело впечатление на Рабу. Было бы любопытно вообразить себя в роли психолога и задаться вопросом, почему Рава остался относительно пассивным, тогда как Абайе выбежал на улицу, чтобы искать Всевышнего в Его небесах? Могла ли разница темпераментов оказать влияние на характер будущей учебы этих гигантов Талмуда? Мы не дадим ответа на этот интригующий вопрос. Одно лишь ясно: дети отличаются друг от друга, и это отличие необходимо видеть, уважать и понимать.
Если бы учитель оказался ярым сторонником дисциплины и не позволил Абайе выбежать на улицу или если бы он относился к агрессивному типу и высмеял Раву за то, что тот остался на месте, можно предположить, что детям был бы нанесен ущерб. Их радость учения была бы уничтожена, их способность творчески мыслить — подавлена.
Хороший учитель гордится несхожестью своих учеников. Давайте посетим бейт-мидраш раби Йоханана бен Закая.
Раби Йоханан бен Закай был человеком переходного периода, главным связующим звеном между великим Гилелем[2] — учителем века, предшествующего разрушению второго Храма[3], и мудрецами Явне.[4] Он был учителем раби Элиэзера и раби Йеошуа, которые стали учителями раби Акивы. Тот же, в свою очередь, через своих пятерых учеников — раби Меира, раби Йеуду, раби Йоси, раби Шимона и раби Элазара бен Шамуа заложил основы Устной Торы, которую мы учим по сей день.
Раби Йоханан бен Закай известен нам по многим дискуссиям Талмуда как утешитель и лидер нашего народа в ужасные годы, последовавшие за разрушением Храма.
Пиркей Авот рисуют другую картину. Здесь он представлен как образцовый учитель, прославляющий несхожесть своих учеников. Он тщательно взвешивал силы каждого из них и заботился о том, чтоб определить отличающие его качества. Сделав это, он просил их дать определение «хорошей» и «плохой» жизни, явно предвкушая, что каждый из них выразит своеобразное видение мира, основываясь на своих собственных данных.[5]
В этом бейт-мидраше цитата из Мишлей, ставшая эпиграфом к нашей главе, была воплощена в жизнь. Каждому ученику была дана возможность развиваться על פי דרכו — самым подходящим ему образом. И все они чрезвычайно удачно себя реализовали. Никто из них не потонул в море конформизма. Если бы мы только знали его секрет, какими красками засветился бы наш мир! Насколько это обогатило бы нашу жизнь!
Эта глава не может похвастаться простотой и краткостью, но мы убедимся, что не прогадали, узнав, куда приведет нас каждая отдельная ее часть. Внимательно разбирая эти мишнайот, мы многое узнаем о наших великих учителях и, если постараемся, и о нас самих. И, может быть, станем чуть лучшими евреями.
[1] Откуда эта уверенность Рабы, что обоим ученикам уготовано великое будущее? Вряд ли тот факт, что оба они верили, что Б-г обитает наверху, указывает на блистательный ум.
Мне кажется, что на Рабу особое впечатление произвело не что они говорили, а как. Оба ребенка могли просто дать прямой ответ, ни на что не указывая. При этом они были бы совершенно правы, но абсолютно пассивны. Этого не произошло. Истина, к которой подтолкнул их учитель, задела их за живое, придала силы, требующие самовыражения. В этом Раба заметил признаки зарождающегося величия.
[2] См. Сукка 28a.
[3] См. Шабат 15a.
[4] См. Гитин 56б.
[5] Это, должно быть, и есть точка зрения Маараля в Дерех Хаим.
с разрешения издательства Швут Ами
Читайте также: Абае
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.