Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Но все же, так как «Тора говорит языком людей», «чтобы ухо слышало то, что человек в силах понять», мудрецам истины дозволено говорить о сфирот, пользуясь сравнением. И они назвали их «светами», чтобы с помощью такого сравнения мы поняли отчасти суть единства Всевышнего, благословен Он, и Его атрибутов

Но все же, так как «Тора говорит языком людей»[1], «чтобы ухо слышало то, что человек в силах понять»[2], мудрецам истины дозволено говорить о сфирот, пользуясь сравнением. И они назвали их «светами», чтобы с помощью такого сравнения мы поняли отчасти суть единства Всевышнего, благословен Он, и Его атрибутов. В этом сравнении оно подобно единству света Солнца в теле солнечного шара с самим телом Солнца, который назван «светилом», как написано: «Большое светило и т. д.»[3]. А свечение и блеск, распространяющийся от него и светящий, называется «светом», как написано: «И назвал Б-r свет днем»[4]. А когда свет в источнике своем, в теле Солнца, он един с ним совершенным единством, ибо там только одна сущность — тело светящего светила. Свечение и свет там — единая сущность с телом светящего светила и совершенно не имеет особого существования. Точно таким же образом — и еще того более — [едины] атрибуты Всевышнего, благословен Он, и Его желание и Его мудрость в мире Ацилут с Его сутью и сущностью, так сказать, облекающейся в них и соединяющейся с ними совершенным единством, ибо они от Него, благословенного, продолжены и эманированы, как, например, распространение света от Солнца, но не вполне таким же образом, а неким удаленным от нашего познания и превышающим его, ибо «пути Его выше наших путей»[5].

И все же, «чтобы ухо слышало то, что человек в силах понять», вслушаемся и рассмотрим сравнение о свете Солнца, который един со своим источником, и в нем не существует, и именем своим сам по себе [там] совсем не называется, а есть только имя источника. Так атрибуты Всевышнего, благословен Он, и Его желание и Его мудрость определяются и называются так только по отношению к сотворенным, верхним и нижним, так как их возникновение, их жизненная сила и управление ими, [то есть то], что Всевышний, благословен Он, их создает, оживляет и управляет ими, [происходит] посредством Его желания, мудрости, понимания и знания, облекающихся в Его святые атрибуты, как сказано в мидраше[6]: «Десятью сущностями создан мир: мудростью, разумением и знанием… как написано: “Б-г мудростью основал землю, утвердил небеса разумением, и знанием Его разверзлись бездны и т. д.”[7]». И как сказал [пророк] Элиягу: «Ты вывел десять тикуним [одеяний], которые мы называем сфирот[8], чтобы управлять через них скрытыми мирами, которые не раскрываются, и мирами, которые явлены, а Ты скрываешься в них»[9].

Например, в первый из шести дней творения проявился атрибут доброты [Хесед], включающий в себя все святые атрибуты[10] Всевышнего, и Его желание, мудрость, понимание, знание были в нем облечены. И Он создал им свет речением: «Да будет свет»[11], а это — распространение света и привлечение его сверху в мир, и его распространение в мире из конца в конец, и это [сотворение света] — категория Хесед, и лишь потому, что в нее включена также и Гвура, свет этот не был духовного порядка, точно таким же, как свет в верхних мирах. И еще: он облекся в этот мир, конечный и ограниченный — ведь написано: «Пятьсот лет пешего пути от земли до неба и с востока на запад»[12]. И подобным образом во второй день проявился атрибут силы [Гвура], включающий в себя все остальные атрибуты и Его желание и т. д., и Он создал им небосвод речением: «Да будет твердь небесная посреди вод и да отделит воды от вод»[13]. И это [разделение вод] — Цимцум и ограничивающие силы, чтобы скрыть верхние духовные воды от нижних вод, дабы таким образом, отделившись от верхних вод, нижние воды материализовались. И в него [в атрибут силы] включен атрибут доброты, ибо «мир добротою строится»[14], ибо все это [разделение вод] для того, чтобы появилась суша, а на ней и человек для служения Всевышнему. И так ьсе [остальные атрибуты Всевышнего, благословен Он, проявились соответственно в каждом из дней творения]. И сказал о том [пророк] Элиягу в книге «Тикуним», там же: «Чтобы показать, как миром правят праведность и справедливость… праведность — это суд, а справедливость — милосердие… все [проявление атрибутов] для того, чтобы показать, какими путями ведется мир, но не потому, что у Тебя постижимая праведность, то есть суд, или постижимая справедливость, то есть милосердие, и [также] все прочие атрибуты».

К главе десятой

[1] Брахот, 316.

[2] Мехильта, Итро, 19:18; Мидраш Танхума, Итро, 13.

[3] Брейшит, 1:16.

[4] Брейшит, 1:5.

[5] Йешаягу, 55:9.

[6] Хагига, 12а; Ялкут Шимони, Мишлей, 3.

[7] Мишлей, 3:19,20.

[8] Сфирот называются одеяниями, потому что они облекают и скрывают Б-жественную сущность.

[9] Введение к книге Тикуней Зогар.

[10] Каждый атрибут включает в себя все остальные, а его название указывает на доминирующее качество.

[11] Брейшит, 1:3.

[12] Хагига, 13а.

[13] Брейшит, 1:6.

[14] Тегилим, 89:3.


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.