Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Спрашивают, откуда взялся и пошел еврейский, «разговорный» язык, он же идиш, он же «жаргон»? И куда он исчез?

Никуда не исчез. Он и сейчас — на правах родного — прекрасно обслуживает десятки тысяч ашкеназских евреев, компактно живущих главным образом в Иерусалиме, Бней-Браке и Нью-Йорке. Правда, до войны на нем говорило большее число людей — примерно 11 миллионов.

Возникновение идиш датируется 11—12 веками, когда большие группы евреев перебрались в Германию из французских областей, где говорили по-старофранцузски (Раши его называет лааз). Строго говоря, идиш основан на немецких диалектах с большим использованием слов, заимствованных из иврита, а также славянских языков. За свою историю он претерпел много изменений, проявив большую гибкость в словообразовании и синтаксисе. Идиш считается одним из самых красивых европейских языков по богатству своей идиоматики и многозначности словарного состава. Недаром существует поговорка: «Все языки вышли из иврита, и все языки пришли в идиш». Это очень «музыкальный», напевный язык. Его интонации почти без изменений перешли в современный иврит.

Если вы хотите услышать сочный, живой идиш, идите на «религиозную улицу». Поговорите с детьми, возвращающимися из хедера, послушайте неторопливые разговоры стариков. Вспомните свой язык — на нем говорили многие поколения наших с вами прямых предков. А за его будущее можете не опасаться: пока не закрыты хедеры, он не умрет. Золн мир азей лебн!


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…