Темы: Кирув, Ешива, Изучение Торы, Бааль Тшува, Община, Любовь к ближнему
В забытье или в небытье,
Как будто все приснилось мне,
Я вновь родился или я проснулся.
Хочу узнать, хочу постичь,
Хочу понять и полюбить.
Земля моя, знай, я к тебе вернулся!
Для всех тех, кто подобно столь знакомому каждому из нас герою нашей песни-эпиграфа, «хотят узнать, хотят постичь, хотят понять и полюбить» многовековое наследие наших предков и свое еврейское «я», и существует «Толдот Йешурун». А сегодня мы беседуем с автором и исполнителем, а «по совместительству» и координатором программы «Толдот Йешурун» в Офакиме, Михаэлем Гитлиным.
Михаэль Гитлин
— Что и говорить, Офаким представляет огромный потенциал для нашей работы. Конечно, самое главное и самое трудное всегда было и будет — «поднять целину». Что мы уже давно и неоднократно пытались сделать с весьма переменным успехом. Еженедельные лекции, домашние кружки, общее проведение еврейских праздников и субботних трапез все это у нас уже было. Но чего-то очень существенного не хватало. Чего именно, мы не могли понять, пока не столкнулись с системой, предложенной Авраамом Коэном, руководителем «Толдот Йешурун». Нам не хватало личного контакта, той спокойной, ненапрягающей учебы один на один между теми, кто уже несколько лет пропитан духом Торы и теми, кто только-только начал ощущать Ее вкус.
Кто же они, наши лидеры, не щадящие своего времени и сил на расспространение иудаизма в Офакиме?
Исраэль Штайнберг
Вы помните такую передачу «Алло, мы ищем таланты?». Исраэль Штайнберг как раз и является таким «скрытым талантом». Секрет его успеха в качестве прекрасного лектора по Гемаре и у офакимской, и у беер-шевской публики, достаточно прост. Во-первых, искреннее желание «давать», делиться не только своими знаниями, но и частичкой своей души. Во-вторых, тщательная и добросовестная подготовка, ибо мало кто может добиться серьезных результатов на основе «голого энтузиазма». И, наконец, твердая вера в то, что наше дело — приложить максимум усилий, а Всевышний уж найдет путь, как наилучшим образом реализовать эти человеческие старания, претворяя их в жизнь.
Вот вам другой пример. Однажды, захожу я с регулярной проверкой в наш колель и вижу, что все, даже самые далекие от религии, наши ученики сидят в... цицит. Сначала я подумал, что все это — мираж. «Что же все-таки произошло?» недоумевал я про себя. Но, видно читая мои мысли, один доброжелатель прояснил мне ситуацию. Оказывается на днях Зееву Гринбергу пришла в голову гениальная по своему масштабу и одновременно по своей простоте идея — на одном из своих общих уроков показать публике трогательный фильм о еврействе с собственным синхронным переводом. В этом-то фильме и фигурировал цицит. Фильм произвел на всех неизгладимое впечатление, и результат — на лицо (точнее, на теле).
Зеев Гринберг
Но, признаюсь честно, я сомневаюсь, что сам по себе фильм настолько бы тронул сердца, если бы не личность самого Зеева, человека замечательного, прямого, открытого, честного, всегда и везде пытающегося открыть себе и людям правильный вид на вещи. А, как известно, открытое сердце не может оставить хладнокровно закрытыми сердца других людей.
Реувен Элишаев
Если уж разговор зашел об открытом сердце, то тут невозможно не упомянуть нашего «героя Кавказа», Реувена Элишаева. Как нам рассказывала его жена однажды в Пурим, в разгар всеобщего, безудержного веселья Реувен вдруг залился слезами. Рыдал он о том, насколько еще далеки его братья, евреи Кавказа от настоящих, еврейских ценностей! Но недаром говорят наши источники, что ни одна молитва от чистого сердца, а тем более молитва в слезах не пропадает даром. Ему повезло. Мечта Реувена воплощается в жизнь на его глазах, а его кипучая деятельность распространяется далеко за пределы Офакима.
Но наш отчет о бурной, еврейской жизни в Офакиме не может быть полным без упоминания об ее передовиках и первопроходцах, рава Зеева и Миры Вайсбин. Многие годы они безустанно и при этом совершенно бесплатно действовали на этом поприще, распространяя иудаизм среди нас, выходцев из бывшего Советского Союза, оторванных от своих еврейских корней и, слава Б-гу, сегодня мы уже сомкнули наши ряды. Так еще раз подтвердилась неоспоримая истина, что никакие усилия не пропадают впустую.
Помимо преподования в нашем филиале «Толдот Йешурун» рав Вайсбин является главой колеля для русскоязычных женатых мужчин, а его с каждым годом лишь молодеющая супруга, несмотря на всю свою занятость, находит время, чтобы поделиться секретами успешной семейной жизни, а также, наверное, тайнами женского обаяния на своих уроках для женщин. И Голос Истины не утихает в Офакиме.
На этой оптимистической ноте можно было бы и закончить наш разговор о «Толдот Йешурун» в Офакиме, но, начиная с эпиграфа, мы бы хотели эпиграфом и закончить. Итак, в заключение, мы хотим напомнить всем нашим читателям и всем, кто, так или иначе, связан с приближением евреев к Традициям своего народа, слова Гилеля, служившие эпиграфом еженедельника «Взгляд в вечность», выходившего в свое время в Офакиме: «Если не я для себя, то кто для меня? Но если я лишь для себя, то, что я? И если не сейчас, то когда?..»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.