Уважаемые раввины, объясните, пожалуйста, какая разница между майсером и цдокой?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Давать цдаку (пожертвования) является одной из 613 заповедей, которые обязан соблюдать еврей. Как сказано в Торе: «И если обеднеет брат твой и придет в упадок рядом с тобой, то поддержи его… и будет он жить рядом с тобой» (Ваикра 25:36, см. также Дварим 15:7—8). Выдающийся еврейский мудрец Рамбам придавал очень большое значение правильному выполнению этой заповеди, объясняя это тем, что именно благодаря заслуге её выполнения еврейский народ освободится из изгнания (Рамбам, Матанот аниим гл.10).
Если у человека есть возможность выделять на пожертвования десятую часть своего дохода, эта десятая часть и будет называться маасер. Большинство людей именно так и поступают. А тот, кто отделяет пятую часть дохода, выполняет заповедь наилучшим образом.
Существует три различия между просто пожертвованиями (цдака) и отделением десятины (маасер):
— цдака дается без точного расчета, а для маасера необходимо точно отделить десятую часть дохода;
— о том, кто дает цдаку, сказано, что он не обеднеет, а о том, кто оделяет маасер, сказано, что он разбогатеет (респонс Радваза 3:441);
— Всевышний становится партнером человека, отделяющего маасер, во всех его делах (Аават хэсед 2:18).
В заключение приведем рассказ из книги Рава Ицхака Сильвера, которая, с Б-жьей помощью, скоро выйдет на русском языке.
Раби Шмуэль Финкель (сын знаменитого Сабы из Слободки) отправился в Варшаву, чтобы выгодно вложить свои деньги. Он купил несколько вагонов муки и других продовольственных товаров. Сразу после этого началась первая мировая война и цены на продукты подпрыгнули до небес. У раби Финкеля было две возможности: продавать товары по новым ценам и быстро разбогатеть или заняться помощью бедным. В конце концов, он решил, что нужно воспользоваться ситуацией и помочь другим евреям. Первым делом он отправил большую часть продовольствия в йешивы, у которых в то время уже не оставалось никаких средств.
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Помощь нуждающимся
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
Какой смысл, согласно Торе, в богатстве?
Рав Бенцион Зильбер
Правда, что во времена Храма было три десятины?
Йеуда-Лейб Аврех
Когда можно «проверять» Всевышнего?
Рав Бенцион Зильбер
А от другой прбыли?
Рав Овадья Климовский
Рав Зеев Гершензон
Но как же можно не считать деньги?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону