Уважаемые раввины, объясните, пожалуйста, какая разница между майсером и цдокой?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Давать цдаку (пожертвования) является одной из 613 заповедей, которые обязан соблюдать еврей. Как сказано в Торе: «И если обеднеет брат твой и придет в упадок рядом с тобой, то поддержи его… и будет он жить рядом с тобой» (Ваикра 25:36, см. также Дварим 15:7—8). Выдающийся еврейский мудрец Рамбам придавал очень большое значение правильному выполнению этой заповеди, объясняя это тем, что именно благодаря заслуге её выполнения еврейский народ освободится из изгнания (Рамбам, Матанот аниим гл.10).
Если у человека есть возможность выделять на пожертвования десятую часть своего дохода, эта десятая часть и будет называться маасер. Большинство людей именно так и поступают. А тот, кто отделяет пятую часть дохода, выполняет заповедь наилучшим образом.
Существует три различия между просто пожертвованиями (цдака) и отделением десятины (маасер):
— цдака дается без точного расчета, а для маасера необходимо точно отделить десятую часть дохода;
— о том, кто дает цдаку, сказано, что он не обеднеет, а о том, кто оделяет маасер, сказано, что он разбогатеет (респонс Радваза 3:441);
— Всевышний становится партнером человека, отделяющего маасер, во всех его делах (Аават хэсед 2:18).
В заключение приведем рассказ из книги Рава Ицхака Сильвера, которая, с Б-жьей помощью, скоро выйдет на русском языке.
Раби Шмуэль Финкель (сын знаменитого Сабы из Слободки) отправился в Варшаву, чтобы выгодно вложить свои деньги. Он купил несколько вагонов муки и других продовольственных товаров. Сразу после этого началась первая мировая война и цены на продукты подпрыгнули до небес. У раби Финкеля было две возможности: продавать товары по новым ценам и быстро разбогатеть или заняться помощью бедным. В конце концов, он решил, что нужно воспользоваться ситуацией и помочь другим евреям. Первым делом он отправил большую часть продовольствия в йешивы, у которых в то время уже не оставалось никаких средств.
С уважением, Яков Шуб
Рав Бенцион Зильбер
Правда, что во времена Храма было три десятины?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Отделение десятины от дохода — Маасер ксафим»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Отделение десятины от дохода — Маасер ксафим»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Помощь нуждающимся
Рав Реувен Пятигорский
Какой смысл, согласно Торе, в богатстве?
Рав Цви Патлас
Мудрецы назвали три главных качества еврейского народа: «байшаним, рахманим вэгомлей хасадим», то есть «скромные, милосердные и делящиеся всем, что имеют, безвозмездно».
Рав Бенцион Зильбер
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
«Оцарот»
«А ужесточающий сердце свое падет во зло»
Батшева Эскин
Рассказ Ш. Гуревича. Религиозный солдат добрался до части в пять часов, что спасло его от смерти.
«Оцарот»
Чудесное спасение Израиля в 1967 году
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Рав Элиэзер Беркович,
из цикла «Вера после катастрофы»
Мессианство — идея мирового масштаба. Машиах принесет мир и справедливость всем народам. Но эти надежды крепко связаны с возвращением сынов Израиля домой.
Ита Минкина
«Оцарот»
Всевышний может предотвратить трагедию. Он также может минимизировать ее последствия, чтобы преподать всем нам урок.
TorahLive
Рав Арье Каплан,
из цикла «Нежданные встречи»
С обычной, практической точки зрения, Шестидневная война — второстепенный, незначительный военный конфликт. С теологической же точки зрения это было величайшее всемирное потрясение
Батшева Эскин
Пурим учит нас, как найти Б-га за кулисами истории — в том числе и в заголовках газет…
Редакция Толдот