Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Ешива, Алия, Саба из Навардока, Рав Александр Кац, Мусар, Советский Союз
Раби Авраам Яфен (5647-5730 /1887-1970/ гг.) — один из духовных лидеров движения Мусар, глава ешивы Новардок в США и Земле Израиля.
Родился в белорусском городе Пинске.
Учился под руководством выдающегося законоучителя р. Авраама-Дов-Бера Кахане-Шапиро. Прославился под именем «илуй (вундеркинд) из Пинска».
Совершенствовал свои познания в ешиве г. Новардока (Новогрудка), где стал ближайшим учеником, а затем и зятем главы ешивы р. Йосефа-Юзла Горовица (Саба из Новардока).
По завершении периода ученичества р. Яфен начал преподавать в этой ешиве. С началом первой мировой войны, когда бои приблизились к Новардоку, он переехал со всей ешивой в г. Гомель, подальше от линии фронта. Он стал ближайшим помощником тестя в руководстве сетью филиалов ешивы, созданных ими во многих городах Российской империи: Киеве, Харькове, Ростове, Саратове, Царицыне, Нижнем Новгороде и др. — в этой сети обучалось в общей сложности более двух тысяч студентов.
В годы Гражданской войны, когда Саба из Новардока перенес центральное отделение ешивы в Киев, р. Яфен остался во главе филиала в Гомеле.
После смерти Сабы из Новардока, последовавшей в самом начале 5680 /1920/ года, тридцатитрехлетний р. Яфен принял на себя руководство всей системой ешив, носящих имя «Новардок».
В конце 5681 /1921/ году он был арестован ЧК и посажен в следственную тюрьму вместе с группой своих студентов.
В камере они сохранили обычный режим ешивы: молились, изучали Талмуд и проводили занятия по мусару (Р. Дов Кац, Тнуат амусар 4, с.190).
Спустя месяц они были отпущены на свободу, и в 5682 /1922/ году, следуя совету р. Исраэля-Меира Акоэна (Хафец Хаим), р. Яфен перевел всю сеть своих ешив из Советской России в Польшу.
Он и его студенты — всего около шестисот человек — небольшими группами нелегально, по тропам контрабандистов, перешли польскую границу в окрестностях городов Барановичи и Новгород-Волынский (там же).
Студенты из Гомеля разместились в польском городе Белостоке, и р.Яфен возглавил это отделение ешивы. В короткий срок он и его соратники основали по всей Польше более шестидесяти филиалов, в которых обучалось несколько тысяч юношей.
Ряд отделений ешивы был создан и в других странах Европы — в частности, в Латвии и Англии, а в 5689 /1929/ году, по инициативе р. Яфена, группа из пятидесяти его учеников совершила алию на Землю Израиля и основала филиал в Тель-Авиве (там же с.191).
В годы второй мировой войны р. Яфен сумел выехать через Японию в США. Вскоре после окончания войны он собрал учеников, выживших в огне Катастрофы, и воссоздал ешиву «Новардок» в нью-йоркском районе Бруклин.
В 5709 /1949/ году он посетил Землю Израиля, а с 5726 /1966/ года окончательно переселился туда, возглавив ешиву «Новардок» в Тель-Авиве.
Он был избран членом Моэцет гдолей Тора (Совета выдающихся знатоков Торы) — руководящего органа всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль («Единство Израиля»).
Р. Авраам Яфен умер в канун праздника Песах 5730 /1970/ года.
Его беседы по еврейской этике были изданы в книге Амусар ведаат (Этика и мировоззрение). В книге Дерех эйтан (Надежный путь) опубликованы записи его уроков, в которых рассматриваются талмудические трактаты Бава меция и Хулин.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?