Темы: Ципора Харитан, Душа, Наши родители, Женщина, Депрессия, Психологические травмы, Забота о себе
Добрый день, уважаемая рабанит Ципора Харитан. Спасибо большое за ваши мудрые уроки на toldot. По ним, с Б-жьей помощью, учусь правильно сдерживать свой гнев, давать мужу место, признавать свои ошибки, брать ответственность — и тем самым сохранять радость жизни. Осознанно работаю над тем, чтобы стать взрослой, ответственной и осознанной.
Столкнулась с пониманием некоторых вещей, от которых очень больно. С ситуацией, когда мои родители подсознательно отказываются порвать и так очень затянувшуюся на долгие годы (мне хорошо за 30) «пуповину».
Ситуация в моей семье:
1. Мама, сколько я себя помню, говорила мне и брату, какой у нас глупый, безответственный отец — и другие нелицеприятные эпитеты. Но продолжала с ним жить, а ему замечаний и каких-то упреков никогда не говорила. И всё время всех вокруг обсуждала и говорила, что все дураки.
2. Мой отец обвиняет всех вокруг, жалеет, что не смог себя реализовать, и не видит своей вины в том, что у него (по его мнению) такие безалаберные и никчемные дети, которые не в состоянии ничего сделать и украсить его старость. Он так устал и в такой горечи, что 1-го января даже проклял свою жизнь, но с гордостью расказал нам про это.
3. Они меня воспринимает как неудачницу, которая в таком возрасте не в состоянии зачать и родить ребенка, нормально зарабатывать и купить нормальную машину. И вдобавок вышла замуж за мямлю и мы с мужем оба ходим с розовыми очками и не понимаем всю тяжесть жизни.
Мне очень больно оттого, что родители так ко мне относятся (они не говорят это прямо, но чувствую по отношению и по некоторым намекам). Всё то, что я почувствовала из вышеописанного, проявилось и стало отчетливо понятно после последней нашей поездки к ним.
Я начала писать вам. После нескольких дней я попросила мужа отредактировать письмо. Прочитав его, он сказал, что моя душа почувствовала свободу и больше не хочет возвращаться в клетку уныния и безысходности. От его слов я сразу начала плакать и обида на родителей испарилась.
И осталось ясное понимание, что мне нужно освободиться от того, что мне передали родители (видение жизни, привычки, традиции, установки), и даже от того, что осталось в подсознании. Снять фундамент и, с Б-жьей помощью, построить новый, а на нем строить взрослую, осознанную, ответственную, открытую жизнь со здоровой самооценкой, но при этом — не виня и не обижая родителей. При этом постараться как-то скрасить их жизнь, если это возможно, потому что я чувствую их боль.
Рабанит Ципора, скажите, пожалуйста, в каком направлении мне двигаться? Потому что после долгой ночи я чувствую себя как в сумерках — свет есть, но не могу различить силуэты, а до рассвета осталось несколько шагов и нужно сделать их в правильном направлении.
С уважением и благодарностью, N.
Уважаемая N.,
Ваше письмо вызвало у меня одновременно и сочувствие к Вам, и огромную долю уважения: несмотря на то, что Вас так долго психологически раздавливали, Вы всё-таки сумели создать свою семью и построить с мужем близкие любящие отношения.
Кроме того, видно, насколько Вы хороший человек и стараетесь не ответить на унижения злобой, а ищете путь простить.
То, как Вы описываете отношение родителей, показывает: вместо того, чтобы построить Ваше человеческое достоинство и уважение к себе, его, наоборот, постоянно растаптывали. И Ваш муж выразился очень точно, когда сказал, что Ваша душа решила выйти из этого плена…
Допускаю, что родители делали это не нарочно, а потому, что их самих так воспитывали. Но Вы стараетесь разорвать этот порочный круг.
Если у Вас есть возможность обратиться к психологу, я бы посоветовала непременно это сделать. Так как психологические травмы детства и юности остаются с нами на всю жизнь, если не залечить.
Но так как я не уверена, что такая возможность сейчас есть, советую несколько вещей.
Если Вы, как очень многие отзывчивые люди, не можете остановить этот поток, тогда надо просто встречаться пореже, оставив родителям возможность попросить Вас прийти или приехать, когда им будет нужна конкретная помощь или когда они захотят пообщаться как семья. Но не надо во имя почитания родителей выслушивать о себе и о муже всякие унизительные высказывания.
Желаю, чтобы темный период Вашей жизни остался бы уже позади.
С большим уважением, Ципора Харитан
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Движение к истинной святости невозможно без отдаления от «всякого греха». Тот, кто действительно стремится, получает необходимую помощь свыше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
«Оцарот»
Однажды случилось так, что учитель не прибыл в восемь часов к началу занятий, а опоздал на четверть часа. Это было столь необычно, что директор не мог не спросить его, чем этот день отличается от остальных.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Кдошим» из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Запрещено красть даже самую маленькую вещь. История о том, как Хафец-Хаим сделал замечание любителю чистоты.
Рав Арье Кацин
Рав Шимон Шкоп и его правнук
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
«Оцарот»
Тора выбрала одну заповедь, касающуюся хороших качеств и добродетелей — почтение к родителям и страх перед ними, и еще одну, связанную с отношением к Творцу, — соблюдение шаббата