«Вот вам семена» (Ваигаш, 47:23)
Мы живем западной культурой, культурой напоказ. Квартиры в восточных странах расположены во внутреннем дворе, Снаружи, с улицы, ничего не видно, все огорожено стеной. А здесь — салон обращен к улице. Пользуются спросом квартиры, расположенные с фасада. И входная дверь распахивается прямо в салон. Каждый, кто открывает дверь, видит люстру и ковер. Картины и буфет. А ездят на автомобилях, марка которых вырезана модным цветом. Чтобы лопнули завистники.
Но завистники не лопаются. Те, кто выставляет себя напоказ, страдают первыми. От сглаза.
«Вот вам семена», — сказал Йосеф голодающим. «Вот» — известное средство против сглаза, сказал рав «Бен Иш Хай», благословенна память праведника. Все голодают, а вы сеете — обязаны вооружиться средством защиты.
«Почему переглядываетесь», — сказал праотец Яаков своим сыновьям (Берешит, 42:1). И объяснял Раши, что в то время еще был у них хлеб. Но «зачем все будут смотреть на вас и удивляться». Это нехорошо, с некоторой точки зрения.
«И увидел Исраэль, расселившийся по коленам своим», что не расположены входы один против другого, чтобы не заглядывали в шатер соседа.
В книге «Орот элим» мы нашли ужасную историю.
У одного вельможи был единственный сын лет десяти. Однажды причесала его мать, одела его в красивые одежды, и он пошел играть с товарищами.
Вельможа сидел в своем кабинете и услышал детский смех. Посмотрел в окно и увидел стройного и красивого подростка, очень понравившегося ему.
Подумал: ах если бы мой сын был таким же — и не знал, что это его сын…
После этого пошел он домой поесть. Спросил жену: где наш сын?
Ответила ему: играет с детьми.
Сказал он ей: позови его, поедим вместе.
Вышла она позвать его и увидела испуганную толпу. Пробралась она сквозь толпу и увидела своего сына, лежащего на земле. Умершего, чтобы нам не знать такого.
Злой глаз отца убил его.
Как глупы те, кто выставляет свое богатство напоказ, даже больше, чем имеет — для чего это им?! Разве они не обратили внимание на ужасные болезни, распространяющиеся все больше, да смилуется Г-сподь. На катастрофы, на банкротства, упаси Б-г. Почему подставляют себя в качестве цели для дурного глаза?! (Мааян ашавуа)
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Пятигорский
Александр Витков
Ветеран Великой Отечественной войны — Витков Борис Моисеевич.
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Густой паровозный дым
Хава Куперман
Неизвестный автор
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Мендель Агранович
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Вторая глава воспоминаний А. Шапиро — евреи в предвоенной Польше, Советская власть, атеизм
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
автобиографическая книга еврейского подростка из Польши