Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Отец небесный! У меня только одна просьба: не допусти меня воспользоваться разумом против истины»Раби Михл из Злочева

О ряде законов и обычаев, связанных с едой и продуктами питания. Часть 6. О смешивании рыбных и молочных продуктов

Из цикла «О ряде законов и обычаев, связанных с едой и продуктами питания», темы: Шульхан арух, Ашкеназы, Мясное и молочное, Кашрут, Алаха, Еда, Рав Лейб Нахман Злотник, Сефарды

Съесть рыбу сразу после того, как ели молочный продукт, или, наоборот, съесть что-нибудь молочное сразу после того, как ели рыбу, разрешено и сефардам, но они должны предварительно помыть руки и сполоснуть рот

О том, что существует запрет готовить и употреблять в пищу рыбу с мясом и мясными продуктами, и что запрет этот связан с опасностью для здоровья, известно всем. Но о том, что в алахе обсуждается вопрос о том, допустимо ли готовить и употреблять в пищу рыбу с молоком и молочными продуктами, слышали немногие.

Вопрос о смешивании рыбных и молочных продуктов так же, как и вопрос о смешивании рыбных и мясных продуктов, рассматривался с точки зрения опасности для здоровья. Об этом запрете пишут многие видные законоучители[56], хотя в кодекс еврейских законов «Шулхан Арух» это предостережение включено не было. Тем не менее, в сефардских общинах принято строго относиться к этому запрету и включать в него все молочные продукты, кроме сливочного масла[57]. Ашкеназы не разделяют между рыбными и молочными продуктами, как во время принятия пищи, так и при их готовке[58]. Автор книги «Хатам Софер» пишет, что Рамбам, который был великим знатоком медицины, должен был первым привести этот запрет, если бы такой в действительности был, но Рамбам даже не упоминает о том, что есть какая-то опасность в том, чтобы готовить, и тем более употреблять рыбу с молоком.

Съесть рыбу сразу после того, как ели молочный продукт, или, наоборот, съесть что-нибудь молочное сразу после того, как ели рыбу, разрешено и сефардам, но они должны предварительно помыть руки и сполоснуть рот[59]. Сефардам также не запрещено ставить на один стол рыбные и молочные продукты, хотя в случае с мясными и молочными блюдами этого делать нельзя[60].


[56] Рабейну Бхайе, «Мишпатим»; «Бейт Йосеф», «Йорэ Дэа» гл.87; «Бен Иш Хай», «шана шния», «Бэ-алотха» п.15 и др.

[57] «При Мегадим», «Орах Хаим» гл.173, «Эшель Авраам» п.1; «Рав Поалим» ч.2, «Йорэ Дэа» п.10; «Йехаве Даат» ч.6 п.48.

[58] «Даркей Моше», «Йорэ Дэа» 87.4; «Приша», там же п.8 и др.

[59] «Каф а-Хаим», «Орах Хаим» 170.3.

[60] «Хулин» 103б; «Нода бе-Йеуда», «кама», «Эвен а-Эзэр» п.13.

Из журнала Мир Торы


Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается. Явление антисемитизма почти столь же древнее, как и сам еврейский народ; явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. Читать дальше

Чтобы понять и постичь 14. Почему мировая история изобилует примерами антисемитизма, если предполагается, что Б-г защищает евреев?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения

Песни Пасхальной ночи и кровавые пасхальные наветы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.

История еврейского народа 66. Евреи Франции после II крестового похода

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.

Тьма перед рассветом 5. Катастрофа

Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Тьма перед рассветом»

Уничтожение нацистами еврейской общины в Европе