Из цикла «О ряде законов и обычаев, связанных с едой и продуктами питания», темы: Домашние животные, Алаха, Еда, Рав Лейб Нахман Злотник, Животные
Некоторые люди, у которых есть домашние животные, а также те, кто собирается посетить зоопарк, интересуются, разрешено ли кормить животных пищей, которая пригодна для человека. И действительно, в еврейских источниках имеются основания для подобного рода сомнений.
В Талмуде[34] написано, что запрещено скармливать животным еду, которая пригодна в пищу людям. Раши предлагает две причины, которые позволяют обосновать данное положение Талмуда. Во-первых, подобное отношение к пище является пренебрежением к ней и проявлением неблагодарности по отношению к Тому, кто нам ее даровал. Во-вторых, отказ от пригодной в пищу еды в пользу животного представляет собой напрасную трату имущества, что в корне противоречит взгляду Торы, которая бережно относится к имуществу еврея.
На основании мишны[35], из которой следует, что домашний скот кормили тыквой, несмотря на то что и в те времена люди широко употребляли тыкву в пищу, комментаторы Талмуда[36] делают вывод, что запрещено кормить животных только той едой, которая специально предназначена для человека и приготовлена ему в пищу. Но те продукты питания, которые не были приготовлены для человека, а также те, в отношении которых существует вероятность, что они испортятся, разрешено дать в корм животному.
Видные законоучителя[37] установили закон в соответствии с мнением, по которому запрещено отдавать животным пригодные для человека продукты. Как же оправдать тех, кто все же кормит животных «человеческой едой»? Согласно ряду комментаторов[38], те, кто отдает животным еду, пригодную для людей, очевидно полагаются на второе объяснение запрета, которое дал Раши: отказ от пригодной в пищу еды в пользу животного представляет собой напрасную трату имущества. Поэтому они скармливают животным пригодную для людей пищу исключительно потому, что более дешевого корма у них нет, а значит напрасной траты дорогих продуктов не происходит. Другие комментаторы[39] считают, что если нет другой возможности, то даже в соответствии с первым объяснением Раши разрешено дать животному любые продукты.
Справедливости ради нужно признаться, что целый ряд авторитетных законоучителей[40] считает что приведенное в Талмуде мнение не должно быть принято в качестве закона. Каждый из них приводит в поддержку своей позиции весомые доказательства, которые мы вынуждены опустить ради краткости изложения. Мы лишь упомянем, что из мишны в трактате «Маасрот»[41] можно заключить, что в корм скоту использовали плоды рожкового дерева[42].
Нам представляется, что можно оправдать тех, кто склонен разрешить кормить животных человеческой пищей, поскольку упомянутая выше мишна о кормлении скота тыквой была установлена в кодексе «Шулхан Арух» в качестве окончательного закона[43]. И еще один закон, связанный с нашей темой, который приведен в «Шулхан Арухе»: «В Субботу разрешено крошить хлеб курам»[44]. А автор «Мишна Брура» упоминает об обычае рассыпать для птиц крошки в «Шабат Шира». С другой стороны, эти законы не могут являться прямым доказательством обсуждаемого разрешения, поскольку можно предположить, что во всех этих случаях речь идет исключительно о продуктах (и тыква, и хлеб, и крошки), которые более не пригодны для человека, а если так, то никакого запрета точно не нарушается, с чем согласятся и те, кто придерживается более строго мнения.
Некоторые законоучителя[45] считают, что еврею разрешено кормить «человеческой едой» своих собственных животных, а чужих — запрещено. Есть мнение[46], что рассматриваемый нами запрет распространяется исключительно на ситуации, когда пища успевает принять отталкивающий вид еще до того, как животное начинает ее есть, и что именно в этом случае проявляется пренебрежение к милосердию Творца, дарующему нам пропитание.
Подводя итог сказанному, можно оправдать тех, кто в качестве корма для животных (в особенности, своих) использует пищу, пригодную для человека[47]. Но поскольку вопрос этот является спорным и, как мы видели, существует ряд ограничений, то нужно стараться обходиться таким кормом, который не годится в еду людям — настолько, насколько это возможно.
В завершение важно отметить еще два момента. Законоучителя упоминают об отдельном запрете кормить рыб, змей и свиней пищей, пригодной для человека[48]. И кроме того, ту часть продукта, на которую было произнесено благословение перед едой, а также то, что к ней непосредственно примыкает, запрещено отдать животному или птице, причем по всем мнениям, из-за недостойного отношения к благословению[49].
[34] «Таанит» 20б.
[35] «Шабат» 156б.
[36] Меири от имени Раавада.
[37] «Маген Авраам», «Орах Хаим» 171.1.
[38] «Махацит а-шекель», там же.
[39] «Шаарей Циюн» 171.13.
[40] «Элияу Раба», «Маген а-Гиборим» и «Хатам Софер» в комментариях на «Шулхан Арух», там же; «Петах Эйнаим»,«Таанит», там же, и др. Автор книги «Ялкут а-Гершуни» («Орах Хаим», «Оэль Йосеф» прим.63) доказывает, что, по мнению авторов Тосафот нет запрета кормить животных едой, пригодной в пищу человеку.
[41] 3.4.
[42] Доказательство рава Яаков Эмдена, «Таанит», там же.
[43] «Шулхан Арух», там же, 324.6.
[44] Там же, 321.12.
[45] См., например, «Ктав Софер», «Орах Хаим» п.33.
[46] «Бейт Ицхак», «Орах Хаим» п.79.
[47] См. «Минхат Ицхак» ч.3 п.45.
[48] «Хишукей Хемед» («Шабат» 77б от имени автора книги «Июн Яаков», «Таанит», там же). Он подробно рассказывает о причинах этого запрета.
[49] «Мишна Брура» 167.97.
Из журнала Мир Торы
Рав Ицхак Зильбер
Проблема антисемитизма, его происхождение, почему религиозных евреев так не любят?
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
З. Рубашев
Движение украинских крестьян XVIII века против польской шляхты и католического духовенства сильнее всего обрушилось на еврейское население.
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Журнал «Мир Торы»
Антисемитизм
Журнал «Мишпаха»
«Это Тора, а это награда за выполнение её заповедей?» — Чем виноваты праведники и маленькие дети, погибшие в огнях Катастрофы?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Рав Берл Вайн,
из цикла «Ам Исраэль хай»
Лозунг «Бей жидов, спасай Россию» воплощается. Погромы на юге России негласно поддерживаются царским правительством.
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Тьма перед рассветом»
Уничтожение нацистами еврейской общины в Европе