Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Моё земное призвание — выявить пустоту во мне и вне меня и заполнить её»Раби Менахем-Мендл из Витебска

Законы о мукце в Субботу и праздники 14. Появившиеся на свет в Субботу предметы («нолад»)

Из цикла «Законы о мукце в Субботу и праздники», темы: Суббота, Мукце, Рав Лейб Нахман Злотник, Запреты в Субботу

Особый вид «нолад», который запрещен также и в Субботу

Предмет, который был создан или рожден в Субботу, называется «нолад» («новорожденный», «появившийся на свет»). Приведем два упомянутых в Талмуде примера того, что такое «нолад»: некий предмет, который во время еврейского праздника (йом това) нееврей изготовил из полена, предназначавшегося для топки печи; скорлупа от орехов, которые кололи в праздник[1]. В отношении того, разрешено ли пользоваться созданным в праздник предметом, а также перемещать его, мнения мудрецов эпохи Мишны разделились. Принятый закон гласит, что в Субботу «нолад» не считается «мукце»[2], а в праздник — считается, и его законы идентичны законам «мукце махмат гуфо».

Существует особый вид «нолад», который запрещен также и в Субботу — так называемый «окончательный нолад» («нолад гамур»). В отношении приведенных выше примеров можно сказать, что предмет-«нолад» в известной мере существовал в природе еще до праздника (в виде полена или оболочки, скрывавшей под собой орех). Но если предмет-«нолад» — это качественно новая вещь, то его статус и в праздник, и в Субботу «мукце махмат гуфо». В Талмуде приведен пример и этого вида: зола, полученная от сгоревших в Субботу или праздник дров. Будучи продуктом переработки древесины, зола является качественно новой вещью.

Полученные в Субботу или праздник пищевые отходы не всегда являются «мукце махмат гуфо»[3], но они обычно считаются «нолад» и перемещать их в праздник запрещено.

Вода, полученная в результате работы кондиционера, имеет статус «окончательный но — лад» («нолад гамур») и перемещать ее запрещено как в Субботу, так и в праздник[4].

Дождевая вода не является «мукце», т.к. она пригодна к использованию. Даже если дождь выпал в Субботу, дождевая вода не считается «нолад», т.к. она и прежде находилась в природе[5].


[1] Ореховую скорлупу во время Талмуда использовали для топки печи.

[2] Следует заметить, что предмет, созданный в Субботу, иногда запрещено использовать и перемещать из-за того, что его создали, нарушив законы Субботы. В каких случаях это происходит разберемся отдельно — в теме, посвященной пользованию предметом, изготовленным в результате нарушения Субботы («маасе шабат»).

[3] См. выше в главе «Мукце махмат гуфо»», раздел «Пищевые отходы, мусор, предметы, вышедшие из пользования».

[4] Разрешено ли в Субботу подставить ведро под шланг кондиционера, чтобы в него собиралась вода, будет рассказа — нов теме «Битуль кли ме-эйхано».

[5] Грязная вода, которой невозможно пользоваться, является «мукце махмат гуфо». Согласно некоторым мнениям снег считается «мукце махмат гуфо», т.к. в современном быту его не принято растапливать для того, чтобы получить из него воду. Другие считают, что снег не считается «мукце».

Из журнала Мир Торы

 

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается. Явление антисемитизма почти столь же древнее, как и сам еврейский народ; явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. Читать дальше

Чтобы понять и постичь 14. Почему мировая история изобилует примерами антисемитизма, если предполагается, что Б-г защищает евреев?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения

Песни Пасхальной ночи и кровавые пасхальные наветы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.

История еврейского народа 66. Евреи Франции после II крестового похода

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.

Тьма перед рассветом 5. Катастрофа

Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Тьма перед рассветом»

Уничтожение нацистами еврейской общины в Европе