Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Как отпустили узника

Жили когда-то два закадычных друга Элипеле и Гидон. Были они соседями, вместе изучали Тору и очень любили друг друга.

Когда друзья выросли, они поселились в разных городах, и поэтому виделись редко.

Однажды случилось Гидону проезжать близ города, где жил Элипеле. Он, конечно, захотел навестить своего друга, но, когда к вечеру добрался до городских ворот, его схватили стражники и обвинили в том, что он пришел выведать военные тайны. Гидона судили и приговорили к повешению. Вот как в жизни бывает! А ведь он всего лишь хотел повидать закадычного друга.

Сидя в тюрьме в ожидании казни, тосковал Гидон по дому, оплакивал страшную участь, постигшую его, и думал о детях: теперь они останутся без отца и некому их будет прокормить.

Когда настал день казни, царь, по обыкновению, уселся на высоком месте, чтобы получше было видно. Упал узник перед ним на колени и взмолился:

— Великодушный царь, невиновен я, а мне вынесли такой страшный приговор! Но прошу я тебя лишь об одном: позволь мне вернуться в мой город. Я прощусь с женой и детьми, распоряжусь своим добром и хоть как-то обеспечу семью. Даю тебе слово благочестивого еврея, который никогда не нарушал своего обещания, что вернусь в положенный срок.
— А кто поручится, что ты не сбежишь, как только мы тебя отпустим? — спросил царь.

Тогда какой-то человек, пробравшись сквозь толпу, пал ниц перед царем:

— Я, — сказал он. — Я поручусь за него. Это был Элипеле.
— Посади меня в тюрьму вместо этого человека, а ему позволь поехать попрощаться с семьей. Если он не вернется в назначенный срок — казнишь меня. Эта страшная участь постигла его из-за нашей дружбы, — сказал он.

Поразила царя преданность друзей, и он согласился:

— Ладно, будь по-твоему.

С узника сняли оковы, надели их на его друга, а самого отпустили в родные края.

Весь город ходуном ходил. Никто не верил, что чужестранец вернется. Все удивлялись наивной доверчивости Элипеле и посмеивались над его простодушием.

Тем временем Гидон поспешно вернулся в свой город. Ничего не рассказав семье, он поскорее уладил дела и собрался в обратный путь.

Неделя сроку, отпущенного царем, прошла. Стражники соорудили виселицу. Весь народ собрался поглазеть на такое необычное зрелище. Наступил вечер; никакой надежды на возвращение Гидона уже не осталось. Элипеле вывели из тюрьмы и повели на виселицу. Толпа все прибывала и прибывала. Пришел и царь со своими приближенными — поглядеть на казнь несчастного человека. Когда стражники уже надели веревку на шею Элипеле, вдруг раздался крик:

— Подождите, подождите! Я здесь! Отпустите моего друга!

Это Гидон пробирался сквозь толпу.

Все рукоплескали мужеству закадычных друзей, а царь так растрогался, что сказал:

— За вашу истинную дружбу прощаю чужестранца. Прошу только об одном: позвольте мне стать вашим третьим другом.


С приходом Гитлера к власти стал нарастать террор по отношению к евреям в Германии, который вынуждал евреев к массовой эмиграции из Германии. После начала войны планы Гитлера изменились: он захотел очистить от евреев не только Германию, но и всю Европу. Но евреи не были лишь жертвами войны: сотни тысяч сражались на фронтах, в партизанских отрядах и подпольях в гетто Читать дальше

«Иди, сынок». Глава 2

Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»

Вторая глава воспоминаний А. Шапиро — евреи в предвоенной Польше, Советская власть, атеизм

«Иди, сынок!». Глава 7

Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»

автобиографическая книга еврейского подростка из Польши

Спасение Торы из огня Катастрофы. гл. 6: Снова в западне.

Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»

Красная Армия оккупирует Литву, Латвию и Эстонию. Теперь на ешиботников можно навесить двойной ярлык: они не только "служители культа", но и "перебежчики", т. к. однажды уже предпочли Литву Польше, оккупированной Советами.

Спасение Торы из огня Катастрофы. гл. 4: Очертания чуда

Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»

«Б-жественное Провидение пожелало спасти Тору и учёных мужей от гибели. Вот почему ещё двадцатью годами раньше Г-сподь одному ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплёл эпопею нашего спасения»