Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Основные составляющие благочестия и их аспекты

Однако есть еще одна важнейшая составляющая в мотивах благочестия: благо поколения. Обязанность каждого благочестивого еще и в том, чтобы мотивом его поступков было также и благо всего поколения, чтобы его поступки засчитывались в заслугу поколения[1] и были ему защитой. В этом смысл стиха (Йешаяу 3:10): «Скажите о праведнике, что он хорош, ибо плоды их деяний будут пожинать», — ведь все поколение пожинает их плоды. И еще сказали наши мудрецы (Баба батра 15а): «“…есть ли в ней [в той земле] дерево?..[2]” (Бемидбар 13:20), — [в этом вопросе содержится намек]: есть ли [в той земле] тот, кто защищает [свое] поколение, как дерево [под тенью которого люди находят защиту от палящего солнца]?». И следует понять, что таково желание Всевышнего, — чтобы благочестивые Израиля удостаивали и искупали весь остальной народ, [разные части которого] находятся на разных духовных ступенях. Именно это имели в виду наши мудрецы, говоря обэтроге и [трех остальных] видах растений [которые мы берем для исполнения заповеди в праздник Сукот] (Ваикра Раба 30:12): «Придут эти [праведники, которых символизирует этрог], и искупят этих [всех остальных], — ведь Святой, благословен Он, не хочет уничтожения злодеев, [и потому] на благочестивых возложена заповедь: постараться удостоить и искупить их». Именно таков духовный настрой и мотив служения [благочестивых], и такова их молитва, — молитва за поколение, чтобы был искуплен тот, кто нуждается в искуплении, и чтобы вернулись [к Всевышнему] и раскаялись те, кто нуждается в раскаянии, и все это — чтобы оправдать поколение перед Всевышним.

Сказали мудрецы (Йома 77а): «“И сказал он [ангел Гавриэль] мне: не бойся, Даниэль… услышаны были слова твои… и я пришел из-за твоих слов” (Даниэль 10:12), — это означает, что Гавриэль не мог вновь войти за завесу [чтобы услышать то, что он должен возвестить здесь Даниэлю], пока не возгласил оправдание Израилю». И о Гидоне сказано (Шофтим 6:14): «…иди с этой силой твоей [силой твоих слов], и спаси Израиль от руки мидьянитян…», — [Всевышний поручает дело спасения Гидону], поскольку тот вступается [в своей молитве] за Израиль[3], ведь Святой, благословен Он, любит только тех, кто любит Израиль. И чем больше человек любит Израиль, тем больше делает Святой, благословен Он [для этого человека, поручая ему важную миссию]. Это — истинные пастыри Израиля, очень желанные Всевышнему, — люди, преданные своему народу, те, что ищут его благополучия и стараются привести к нему всеми путями. Они всегда «закрывают собой пролом в стене», молясь за свой народ, чтобы отменить тяжкий приговор и открыть ему врата благословения. Это [то есть Всевышний проявляет себя в этом] подобно отцу, который никого не любит больше, чем того, кто, как он видит, любит его сыновей истинной любовью, как об этом свидетельствует сама природа [человека].

Именно таков смысл сказанного о первосвященнике (Макот 11а): «Нужно было им [первосвященникам] просить милосердия для их поколения, и не просили»[4]. И еще сказали (там): «[Из-за] человека, которого задрал лев на расстоянии трех парса[5] от раби Йошуа бен Леви, три дня не появлялся у него [пророк] Элияу»[6]. Как мы видим, благочестивые обязаны просить за свое поколение и стараться для него.

Мы описали здесь основные составляющие благочестия и их аспекты, — то, что отдано на усмотрение всякому, у кого есть разум и чистое сердце, дабы придерживаться их и идти прямыми путями согласно этим основам и согласно принципу: всякой вещи — свое время.


[1] Заслуга каждого человека, это и заслуга всего его поколения.

[2] Эпизод из главы «Шлах», в которой Моше посылает разведчиков высматривать землю (Израиля) перед тем, как войти в нее. В том, что слово «дерево» употреблено в единственном числе, наши мудрецы увидели повод трактовать текст не в буквальном смысле.

[3] Полностью отрывок звучит так: «И явился ему [Гидону] ангел Г-сподень… И сказал ему Гидон: …отчего постигло нас все это [бедствия от руки мидьяним]? И где все чудеса Его [Г-спода], о которых рассказывали нам отцы наши?.. Ныне же оставил нас Г-сподь… И обратился к нему Г-сподь, и сказал: иди с этой силой твоей [силой твоих слов], и спаси Израиль от руки мидьяним».

[4] В Гемаре речь идет о неумышленных убийцах, обязанных по закону Торы бежать в города-убежища (Бемидбар, гл. 35) и оставаться там до смерти первосвященника. Сказано в мишне (Макот 11а): матери первосвященников снабжали находящихся в городах-убежищах убийц пропитанием и одеждой, чтобы те не молились о смерти их сыновей. Спрашивают в Гемаре: каким же образом могут быть приняты такие молитвы [без всякой вины первосвященника]? И отвечают: [вина была, ибо] обязаны были [первосвященники] просить милосердия и т. д.

[5]Парса — мера длины, ок. 4 км.

[6] Хотя, казалось бы, чем был виноват в этом р. Йошуа бен Леви? Обязан был просить милосердия и т.д.

Редакция благодарит рава Лейба Александра Саврасова за любезно предоставленный материал


С приходом Гитлера к власти стал нарастать террор по отношению к евреям в Германии, который вынуждал евреев к массовой эмиграции из Германии. После начала войны планы Гитлера изменились: он захотел очистить от евреев не только Германию, но и всю Европу. Но евреи не были лишь жертвами войны: сотни тысяч сражались на фронтах, в партизанских отрядах и подпольях в гетто Читать дальше

«Иди, сынок». Глава 2

Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»

Вторая глава воспоминаний А. Шапиро — евреи в предвоенной Польше, Советская власть, атеизм

«Иди, сынок!». Глава 7

Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»

автобиографическая книга еврейского подростка из Польши

Спасение Торы из огня Катастрофы. гл. 6: Снова в западне.

Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»

Красная Армия оккупирует Литву, Латвию и Эстонию. Теперь на ешиботников можно навесить двойной ярлык: они не только "служители культа", но и "перебежчики", т. к. однажды уже предпочли Литву Польше, оккупированной Советами.

Спасение Торы из огня Катастрофы. гл. 4: Очертания чуда

Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»

«Б-жественное Провидение пожелало спасти Тору и учёных мужей от гибели. Вот почему ещё двадцатью годами раньше Г-сподь одному ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплёл эпопею нашего спасения»