Из цикла «Еврейский дом», темы: Муж и Жена, Еврейский дом, Критика, Рав Симха Коэн
Каждый нормальный человек стремится к совершенству. Кроме того, ему важно, чтобы его окружение тоже считало его совершенным. Его желание выглядеть безупречным распространяется на многие сферы: личность и качества характера, телосложение и внешний вид. Человек обращает большое внимание на свой внешний вид, и поэтому он останавливается у зеркала — последняя проверка перед тем, как выйти из дома, чтобы посмотреть, есть ли на лице или на одежде что-то требующее вмешательства.
Каждый человек, который идет по улице и ищет определенный адрес, будет благодарен тому, кто укажет ему, что он идет в обратную сторону, и искомый дом находится в противоположном направлении. Точно так же, человек обычно благодарен тому, кто выпрямит его смятый воротничок, спрятавшийся от его взгляда.
Но вот что удивительно: как раз критика в намного более важных и возвышенных областях, связанных с личностью и ценностями человека, сталкивается с сильным противодействием, с блокировкой и ограниченным восприятием. А иногда критикуемый даже начинает ненавидеть критика, как сказал царь Шломо «Не укоряй насмешника, чтобы он не возненавидел тебя» (Притчи 9:8).
Мало тех, кто способен принимать критику с любовью в той же мере, как они радуются, получая комплимент или подарок, хотя самый большой дар, который можно сделать человеку, — это развитие его личности. Человека, готового принимать критику, царь Шломо называет «мудрецом». Он даже утверждает, что такой мудрец полюбит критикующего — ведь тот способствовал его совершенствованию, как сказано в Притчах в продолжение стиха: «…укоряй мудреца, и полюбит тебя».
И здесь мы должны подчеркнуть: несмотря на всю важность конструктивной критики, которая помогает продвигаться вперед, правильно критиковать — это целое учение. Далее мы рассмотрим основы и принципы учения критики.
Уже Мудрецы, в свое время, отмечали связанные с критикой проблемы. «Сказал раби Элазар бен Азария: Удивлюсь я, если найдется в этом поколении тот, кто умеет критиковать». Раши объясняет: «Тот, кто умеет критиковать уважительно, чтобы лицо его (критикуемого) не изменилось».
Маараль объясняет недостаток квалифицированных критиков тем, что для критики необходима очень большая мудрость: «Чтобы критикуемый принял слова критика… нужна великая мудрость. Необходимо говорить ему приятные и логичные слова, чтобы те вошли в его сердце». (Нетивот олам, Нетив атохеха).
Раши и Маараль, таким образом, объясняют, что имел в виду раби Элазар бен Азария. Речь идет не о практической сложности высказать товарищу резкие слова, или сделать ему замечание по поводу его неприемлемого поведения, а об умении построить конструктивную критику, которая принесет человеку пользу и улучшит его. Именно это заповедала нам Тора в словах «укоряй твоего ближнего» (Ваикра 19:17).
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Густой паровозный дым
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Шестая глава книги воспоминаний А. Шапиро
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
Красная Армия оккупирует Литву, Латвию и Эстонию. Теперь на ешиботников можно навесить двойной ярлык: они не только "служители культа", но и "перебежчики", т. к. однажды уже предпочли Литву Польше, оккупированной Советами.
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Доктор Яков Цацкис
Воспоминания известного хирурга и моэля доктора Якова Цацкиса, сделавшего десятки тысяч брит-мила уже взрослым русскоязычным баалей-тшува, о религиозном еврее рэб Менделе Москалике זצ"ל, тайно убитом КГБ
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Вторая глава воспоминаний А. Шапиро — евреи в предвоенной Польше, Советская власть, атеизм
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
Евреи Шанхая в гетто.
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
«Б-жественное Провидение пожелало спасти Тору и учёных мужей от гибели. Вот почему ещё двадцатью годами раньше Г-сподь одному ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплёл эпопею нашего спасения»