Из цикла «Томер Двора, Кабала и этика», темы: Каббала, Раби Моше Кордоверо, Скромность в поведении, Томер Двора, Исправление качеств
Каким образом человек сможет приучить себя к качествам нецах, ход, и йесод? Исправления нецах и ход частично общие для обоих, а частично раздельные.
Прежде всего, следует помогать тем, кто изучает Тору и поддерживать их, как материально, так и действиями; обеспечивать их всем необходимым, чтобы они не должны были отвлекаться от изучения Торы. Нужно также остерегаться не высказывать пренебрежительного отношения к их учению, чтобы они не пали духом, а напротив, уважать их и прославлять их добрые дела, чтобы они укрепились в служении. Следует также обеспечивать их нужными книгами, местом для учения и т.п., — всем, что укрепляет и помогает изучению Торы. Все вышеперечисленное связано с этим двумя качествами (нецах и ход), и каждый еврей должен стараться помогать изучающим Тору в меру своих возможностей.
Таким образом, все, что человек делает для того, чтобы воздать уважение Торе, способствовать ее изучению словом, делом и имуществом, побуждать сердца людей к ней, — все это имеет своим корнем две сфиры — нецах и ход — которые называются «поддерживающими Тору».
Изучающий Тору должен учиться у каждого человека, как написано (Теилим 119): «От всех моих учителей я набирался ума», — поскольку невозможно выучить всю Тору в совершенстве у одного учителя. Учась у всех, человек удостаивается стать колесницей для качеств нецах и ход, которые называются «учениками Б-га». А тот, кто обучает его Торе, становится на уровень Тиферет, и когда он сидит и учится, Тиферет воздействует на нецах и ход, а его ученик находится на их уровне.
Когда человек изучает Писание, которое приходит с Правой стороны, он относится к нецах, а когда изучает Мишну, которая идет Слева, — к ход. Гемара же включает в себя все, так как приводит словам Мишны доказательства из Писания; поэтому ее изучение является исправлением для обоих сфирот.
Как же человек может приучить себя к качеству йесод? Необходимо очень остерегаться разговоров, приводящих к скабрезным мыслям, дабы это не привело к непроизвольному семяизвержению. Само собой разумеется, что не следует говорить непристойности; но нужно остерегаться даже чистой речи, приводящей к непотребным мыслям. Эту идею можно почерпнуть из стиха «Не дай твоим устам ввести в грех твою плоть» (Коэлет 5:5), — не произноси вещи, которые приводят к греху святой плоти, знака Завета. И написано в продолжении стиха: «Зачем, чтобы Б-г прогневался на твой голос?» Если предположить, что в первой части речь идет о непристойных разговорах, почему тогда написано «ввести в грех»? Ведь непристойные речи — сами по себе грех. Поэтому ясно, что речь идет о чистой речи, приводящей к скабрезным мыслям, и ее надо остерегаться — ведь поскольку эта речь приводит к греху, она сама становится злом.
Йесод называется «знак союза лука», и на этом луке тетива натягивается только для того, чтобы послать стрелы атрибуту Малхут, который является «целью стрел». И подобно тому, как «лук» высших миров натягивается только для того, чтобы поразить эту цель, так и человек не должен натягивать свой лук впустую, а лишь для определенной цели, — своей жены, когда она разрешена ему, во время их соединения; а все остальное нанесет ущерб этому качеству (Йесод). Все это требует очень большой осторожности, основа которой — удаление от скабрезных мыслей.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.
р. Ури Калюжный
Как проявляется величие Б-га в том, что Он уничтожил всадников вместе с лошадьми?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бешалах
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Рав Захария Матитьяу
Мировоззрение
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Шестьсот тысяч вооруженных людей на своем пути в землю, обещанную им Б-гом, не верят до конца в это обещание, чтобы противостоять оппозиции и биться с нею, будучи уверенными в победе на основании этого обещания
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Народ, страдавший под гнетом рабства, с опаской воспринял появление Моше. Евреям было трудно поверить, что Всевышний будет творить чудеса посредством человека, а не ангела.