Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Расскажите о смысле и истории возникновения обряда Капарот

Темы: Тшува, Йом Кипур, Капарот, Берл Набутовский

Отложить Отложено

Шалом!! Расскажите, пожалуйста, о смысле и истории возникновения обряда капорес перед Йом-Кипуром. Является ли капорес аналогом храмовой жертвы, приносящейся для искупления грехов человека?

Отвечает рав Берл Набутовский

Обряд Капорес не упоминается в Талмуде. Он возник в Вавилонии в период гаойним, т.е. в период, непосредственно следующий за написанием Талмуда. Речь идёт о 7—8 веках н.э. Первое упоминание обряда мы встречаем в респонсах Рава Сассны Гаона[i].

Уже в период ришоним (ранних комментаторов, 11—16 вв. н.э.) возник спор, следует ли соблюдать этот обряд. Рамбан (Нахманид) и его великий ученик Рашбо (Раби Шломо бен Адерет)[ii] считая, что это напоминает действия колдунов, обряд запретили. Но некоторые другие мудрецы этого периода[iii] полагали, что следует продолжать его соблюдать.

Составитель Шулхан Оруха Раби Йосеф Каро постановил[iv], что Капорес делать не следует. Но по мнению Рамо[v] (автора комментария на Шулхан Орух, в котором приводятся ашкеназские традиции) Капорес — очень важный обряд, который нужно сохранить.

Вы правы, действительно, намерение того, кто исполняет этот обряд, напоминает намерение человека, приносящего жертву в Храме. Человек должен думать о том, что за грехи, которые он совершил, ему полагается то, что делают сейчас петуху. Кроме того, принося жертву, человек должен иметь в виду, что ради исполнения воли Вс-вышнего он готов пойти на заклание, как это жертвенное животное. Это же можно иметь в виду и при выполнении обряда Капорес.

При всём этом, очень важно не забывать, что Капорес — не жертвоприношение. Тора строжайше запрещает евреям приносить жертвы вне Храма. Это одна из причин, по которым используют именно кур или, по некоторым традициям, рыб. Эти виды непригодны для жертвоприношения, поэтому опасность перепутать и зарезать петуха в качестве жертвы уменьшается.

Если Вы делаете Капорес на петуха или на курицу, при исполнении обряда следует принять во внимание следующие моменты:

1. Как уже говорилось, жертвоприношения вне Храма строго запрещены. Делая Капорес, нужно помнить, что это всего лишь символ. Это не жертвоприношение и не выполнение заповеди. Это всего лишь давняя традиция.

2. Нельзя использовать одну и ту же курицу для Капорес два раза. К сожалению, люди, которые организуют обряд Капорес, часто этого не знают (или намеренно забывают) и смешивают кур, уже использовавшихся для Капорес другими людьми, со «свежими» курами. Поэтому для выполнения обряда лучше купить курицу самостоятельно. Конечно, это относится только к тем случаям, когда кур не режут сразу после Капорес.

3. Ещё одна причина купить кур отдельно: организаторам обряда Капорес часто не удаётся привезти и продать кур, не нарушив запретцаар баалей хаим — издеваться над животными.

4. Принято резать кур сразу же после выполнения обряда.

5. Так как шхита (кошерный убой) во время обряда Капорес часто производится ночью и при большом скоплении людей, велика возможность того, что шойхет (резник) ошибётся. Поэтому стоит делать Капорес, только если Вы можете самостоятельно сделать шхиту или у Вас есть знакомый шойхет, который сделает шхиту специально для Вас. Если в результате выполнения обряда кто-то съест некошерное мясо (не дай Б-г), будет нарушен запрет Торы. Получится, что от выполнения обряда — гораздо больше вреда, чем пользы!

6. Резать разрешается, только если есть источник яркого света.

7. Резник обязан проверять нож перед каждой шхитой. Если он этого не сделал — кошерность мяса находится под сомнением.

8. Резник должен проверить курицу после шхиты.

9. Мишна Брура[vi] настоятельно рекомендует резнику хорошо выспаться в день перед Капорес. Так как Капорес обычно делается ночью, резник, который не выспался днём, не сможет отдохнуть и ночью. Усталый человек может легко совершить ошибку при шхите.

10. Если Вы покупаете кур, нельзя специально искать белых [vii]. Можно только выбрать белых из тех, которых вам предложат купить.

11. Кур, использованных для обряда Капорес, лучше съесть самому, а деньги (стоимость этих кур) раздать бедным.

12. Нельзя покупать кур для Капорес из денег, которые Вы отделили в качестве десятины.

13. Если Вам не удаётся избежать перечисленных здесь проблем, лучше сделать Каппорес на деньги, и эти деньги раздать бедным.

Надеюсь, что Вс-вышний примет наше раскаяние.

Капарот онлайн —
мы передадим деньги бедным!Сделать капарот

[i]Шаарэй Тшува 299

[ii]Респонса 395

[iii]Авудрахам, Мордехай

[iv]Шулхан Орух, часть Орах Хаим 605

[v]Там же

[vi]Там же, пункт 2

[vii]Опять же, потому что это похоже на действия колдунов.

Читайте:

Обряд искупления

Капарот — издевательство над животными?

День Искупления

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.