Темы: Лех Леха, География ТаНаХа, Земля Израиля, Авраам, История, Овадья Климовский, Генеалогия, Терах
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый ребе, Как Вы относитесь к доказанному историками и археологами факту существования шумерской цивилизации? Кем были предки Авраама, если он был первым евреем? Где находился Ур Халдейский? Чья была инициатива оставить Ур и идти в Ханаан? Араама или его отца? Какая была причина ухода из Ура? Сколько времени занял переход из Ура в Ханаан? Сколько человек вышло вместе с Авраамом? С уважением, Игорь
Шалом, уважаемый Игорь!
Если факт существования таковой цивилизации действительно доказан, то, разумеется, отрицать его было бы слишком самонадеянно с нашей стороны. Я, однако, не вижу в этом никакой необходимости — никто не утверждает, что если Тора не описывает какое-либо явление, то его просто не существовало. Задача Торы в другом — научить нас тому, что желает Творец. Поэтому она может очень подробно писать об одном человеке, который интересует ее с этой точки зрения, и игнорировать целые государства.
Теперь к Вашим вопросам.
1. Кем были предки Авраама? — Отцом Авраама был Терах, он является прямым потомком Шема, сына Ноаха. Как сказано: «(17) Сыновья Шема: Эйлам, и Ашшур, и Арпахшад… (24) Шем, (25) Арпахшад, Шэлах, Эйвэр, Пэлэг, Реу, (26) Серуг, (27) Нахор, Терах, Аврам — он же Авраам» (Диврэй а-Йамим I, 1).
2. Где находился Ур Халдейский? — Среди историков распространено мнение, что Ур — это древняя столица Месопотамии, основанная еще шумерами. Правда, путь из этого Ура в Землю Израиля через Харан выглядит очень странно — это огромный крюк. Поэтому есть исследователи, которые утверждают, что Ур — это Урфа, находящаяся около сирийско-турецкой границы.
3. Чья была инициатива оставить Ур и идти в Ханаан? Авраама или его отца? — Среди основных комментариев на Тору прослеживается два подхода: согласно первому, Тора, чуть забегая вперед, говорит о приказе, который Авраам получил от Б-га: «Иди… в землю, которую Я укажу тебе». С этого начинается следующая глава, и там уже говорится о том, как Авраам оставил отца — здесь же Тора говорит о Терахе, как о главном, поскольку он все же был отцом семейства. Согласно этому подходу, Терах не хотел отпускать сына одного и согласился идти вместе с ним, но затем передумал. Ему понравилось в Харане, и он решил остаться там навсегда. Второй подход: Терах сам являлся инициатором этого переселения и по дороге решил, что можно и не идти в Кнаанскую Землю, а остаться в Харане.
4. Какая была причина ухода из Ура? — Комментаторы приводят несколько причин, побудивших Тераха покинуть родной город: или это был еще один приказ Б-га, как пишет Хизкуни, только спрашивает при этом, почему в Торе не упомянут этот приказ, или Терах спасал Авраама от гнева Нимрода, который мог отомстить ему за победу в идеологическом споре — так объясняет Мальбим. Орах Хаим а-Кадош пишет, что Терах переживал за Авраама, у которого не было детей, и хотел воспользоваться принципом «меняешь место — меняешь судьбу»: может, на новом месте Б-г даст ему внуков. Все это, разумеется, соответствует второму подходу в вопросе 3.
5. Сколько времени занял переход из Ура в Ханаан? — Поскольку нам неизвестно о каких-либо особых происшествиях на этом пути, нет оснований предполагать, что поход занял больше, чем обычно может занять любой подобный переход большой семьи.
6. Сколько человек вышло вместе с Авраамом? Тора говорит, что Терах взял с собой только осиротевшего племянника и Авраама с женой, третий сын, Нахор, не пожелал идти с ними и остался в Междуречье. Сколько челяди шло вместе с ними, нам неизвестно, но если Терах, как гласит предание, был министром финансов у Нимрода в свое время, наверное, он был достаточно богат. В Землю Кнаанскую, как пишет Тора, отправились только Авраам, Сара и их ученики, в том числе и Лот.
С уважением, Овадья Климовский
Читайте:
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Бенцион Зильбер
К какому колену принадлежит мой род?
Давид Россоф,
из цикла «Наш наследный удел»
Даже самые простые будничные дела приобретают важный смысл благодаря особой атмосфере святости. Поэтому жители Эрец Исраэль должны очень серьезно и ответственно относиться к каждому своему поступку.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Письменная Тора
Рав Моше Ойербах
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Лех Леха
Рав Реувен Пятигорский
Рав Яков Доктор
Статья р. Яакова Доктора о религиозном отношении к Эрец Исраэль
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.