Темы: Раввин, Мудрецы, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день! Уважаемый раввин, не могли бы Вы объяснить позицию иудаизма относительно рукоположения, как, например, описано в Дварим 34:9: «А Йеhошуа, сын Нуна, исполнился духа мудрости, ибо возложил Моше руки свои на него; и слушали его сыны Исраэля, и делали, как повелел Господь Моше». Заранее спасибо, с уважением, Ольга
Здравствуйте!
Упомянутый Вами отрывок описывает первое рукоположение (на иврите это называется смиха). С тех пор веками учитель давал своим самым лучшим ученикам право решать все вопросы, связанные с еврейским Законом, и закреплялось это право именно таким образом. Мудрец, не получивший смиху, не имеет права решать важные вопросы. В частности, суд, состоящий из таких мудрецов, не может взыскивать штрафы, предписанные Торой. В Талмуде обсуждаются подробности этих ограничений. Так или иначе, смиха необходима для того, чтобы еврейское судопроизводство могло функционировать по всем правилам, и, соответственно, чтобы еврейская жизнь в целом текла по руслу, предусмотренному Торой. Помимо этого, смиха имела символическое значение, подтверждая преемственность Торы от учителя к ученику, и, пока цепь не прерывалась, каждый мог проследить, от кого ему передана Тора, вплоть до Моше рабену, который учил Йеошуа (см. начало трактата Авот, Поучения отцов). Не говоря уже о том, что без смихи невозможен Сангедрин, заменивший собой все еврейские институты власти, насколько это позволяли римляне, а главное — являвшийся законодательным органом.
Возможно, именно поэтому смиха вызывала особую ненависть у римлян и в периоды гонений на Тору и заповеди вообще подлежала особому запрету. Во времена рабби Акивы римляне дошли до того, что пообещали разрушить город, в котором (или даже рядом с которым) кто-нибудь из мудрецов посмеет дать смиху ученику. Поэтому рабби Акива не успел рукоположить пять своих самых выдающихся учеников. Но рабби Йеуда бен Бава сумел найти пустынное место, равноудаленное от всех городов, и там дал им смиху. К сожалению, на него донесли, и римляне жестоко расправились с ним «на месте преступления». Ученики, повинуясь приказу рава, сумели скрыться, и впоследствии стали учителями всего народа. Среди них был и великий рабби Меир. Раби Йеуда бен Бава стал, к сожалению, не последней жертвой римлян, периодически ужесточавших меры против Торы и ее хранителей, и вскоре передача смихи прервалась. Во времена Талмуда практически все мудрецы Вавилона уже не имели права решать даже вопросы, связанные с денежными штрафами.
Впоследствии предпринимались попытки возобновить смиху, но большинство раввинов не считало возможным возобновить прерванную цепь. Остается надеяться на ближайшее Избавление, которое даст нам возможность вернуть, в числе многих других утерянных элементов еврейской жизни, и смиху.
С уважением, Овадья Климовски
Читайте:
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Овадья Климовский
Ведь для духовного роста требуется много времени, а семейная жизнь будет только мешать этому.
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
Рав Ашер Кушнир
К нам в город из Израиля приезжают раввины. Поначалу к ним все относились очень уважительно, но со временем оказалось, что они отличаются только одеждой…
Рав Александр Айзенштадт
В чём состоит работа раввина? За какой срок можно выучиться на раввина?
Рав Ашер Кушнир
Рав Берл Набутовский
Кого каждый из нас может назвать своим учителем?
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Тора — это духовное ядро, а мир — ее физическое воплощение.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Откуда мы знаем о Синайском Откровении?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Яков Шуб
У меня часто случаются скачки сахара. Прилично ли в таком случае что-то пожевать на улице?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.