Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

У меня провокационный вопрос о всесилии Творца…

Темы: Цель творения, Предназначение, Каббала, РАМХАЛЬ, Помощь, Хасидизм, Ангел

Отложить Отложено

Здравствуйте уважаемые раввины. У меня есть несколько провокационный вопрос по поводу всесилия Творца. Если Б-г — всемогущий, тогда зачем Ему ангелы как помощь? Хоть я и верю в концепцию иудаизма больше всего, но именно этот вопрос меня волнует. Спасибо вам большое. Алексей

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте, Алексей!

Спасибо за интересный вопрос.

Действительно, Всевышний всесилен, и, значит, Ему не нужны помощники. И тем не менее мы видим в Торе, Пророках и Писаниях, а также в Устной Традиции, что Творец использует ангелов для выполнения разнообразных миссий.

Как это «совмещается» с Его всемогуществом?

На мой взгляд, на этот вопрос есть простой ответ, который, однако, порождает другой вопрос, с которым мы и будем разбираться.

Приведу цитату из «Месилат Йешарим» Рамхаля[i] (гл. 1): «… Ибо высочайшая цель для всего сотворённого состоит в том, чтобы служить совершенному человеку, который освящён Всевышним… И этот принцип разъяснили мудрецы в Мидраше (Коэлет Рабба 7), толкуя стих 7:13 из книги Коэлет: “Посмотри на деяния Б-га: разве кто может выпрямить то, что Он искривил?” Когда Всевышний сотворил первого человека, Он взял его и показал ему все деревья Ган-Эдэна, и предостерёг его: “Смотри на Мои деяния, насколько они прекрасны и славны! И всё, что Я создал, — лишь для тебя создал! Позаботься же, чтобы не испортить и не разрушить Мой мир”»

То есть, всё, что есть в этом мире (а также и в других мирах), создано для человека, чтобы помочь ему служить Творцу. И, соответственно, на Ваш вопрос, зачем Творцу нужны ангелы, ответ простой: они созданы не для Него, а для людей!

Однако, как упоминалось, после ответа на Ваш вопрос возникает другой, более сложный: а зачем ангелы нам? Наш праотец Яаков отправлял ангелов к Эйсаву, но среди нас, его потомков, по-моему, мало кто (если вообще таковые имеются) может похвастаться подобными достижениями.

И хотя мы должны главным образом искать ответ на вопрос, как нам здесь и сейчас служить Творцу — теми средствами, которые есть в нашем распоряжении, но и наш вопрос не праздный: раз ангелы созданы для нас, неплохо бы знать, для чего.

Приведу возможные варианты ответа.

  1. В каббалистических книгах сказано, что до сотворения миров был только Б-жественный свет, который наполнял всё существующее. И вот Всевышний как бы сократил, сокрыл этот свет. И в полученном как бы свободном от Его света пространстве сотворил все миры. Таким образом, если Он раскроет свой свет в полной мере, как это было до Творения, то всё сотворенное исчезнет, «растворившись» в этом свете. Причем сотворенных миров — множество, и они отличаются друг от друга своей близостью к Творцу, или, иными словами, уровнем раскрытия этого Б-жественного света.

Так происходит постепенное как бы удаление миров от Творца: чем дальше от Него, тем этот мир «грубее», материальнее. И последнее звено в цепочке миров — это наш материальный мир. Причем эти миры непосредственно связаны друг с другом, так как у каждого объекта в этом мире существует свой духовный корень в верхних мирах. Духовный корень — это первоначальная сущность, которая спускается из высшего мира, проходит через все миры, пока не достигает самого нижнего, материального мира. При этом в каждом мире, который проходит этот духовный корень, он получает воплощение, соответствующее сущности и уровню этого мира. И эти духовные воплощения-корни в высших мирах — и есть ангелы (во всяком случае, часть из них).

Так об этом пишет Рамхаль в книге «Дерех а-Шем»[ii] («Путь Творца», ч. 1, гл. 5):

«…нам передано по Традиции, что над каждым объектом или процессом в нижних мирах назначены управляющие из вышеупомянутого рода ангелов. Их обязанность — поддерживать существование этого объекта или этого процесса в низших мирах, каждого по-своему, и привносить в них изменения согласно Высшему постановлению… И для всего этого существуют служители из рода ангелов, как мы объяснили выше, чтобы реализовывать это управление вплоть до уровня материи, к добру или к злу».

Добавляет к этому Шем ми-Шмуэль[iii]: влияние Небес должно спускаться от мира к миру и от ангела к ангелу — и только тогда оно материализуется и станет доступным для восприятия этого мира. Верно и обратное: заповеди и добрые дела этого мира должны подниматься от мира к миру и от ангела к ангелу, чтобы стать пригодными для восприятия на Небесах.

Вкратце: Создателю было угодно поместить человека в мир, удаленный от Него. Реализация этого удаления — цепочка миров, постепенно становящихся всё более материальными. При этом связь объектов этого мира с верхними мирами реализуется посредством ангелов.

  1. Приведенный выше ответ полностью основан на наших книгах, и с достаточной долей уверенности можно считать его правильным. Однако, на мой взгляд, у ангелов есть еще одна функция. Но эта часть ответа не настолько хорошо обоснована — так что пишу ее Вам «с ограниченной ответственностью».

Можно продолжить и спросить: почему именно ангелы? Ведь для реализации упомянутого удаления миров можно было бы использовать какие-то творения-трансформаторы, которые не осознают свое «Я», не подобны в этом человеку.

Ответ: Всевышний пожелал, чтобы мы видели в нем «Царя вселенной» (как сказано во всех наших благословениях: «Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь вселенной…») И всё, что мы делаем, мы должны делать «во славу Небес».

А по нашим земным понятиям у царя должны быть подданные, которые выполняют его волю. И, соответственно, если бы воля Творца реализовалась в нижних мирах через «неодушевленные» трансформаторы, то это выглядело бы в наших глазах так, как будто Царь делает всё Сам. И в восприятии человека это могло бы в какой-то мере умалить величие Творца. Поэтому, опять же — для нас, для облегчения нашего восприятия Его величия у Всевышнего есть бесчисленное количество ангелов-подданных, которые беспрекословно выполняют Его волю.

Желаю нам всем уподобиться в своих действиях «небесному воинству» и здесь, в этом материальном мире, выполнять Его волю так же беспрекословно, как это делают ангелы в своих высших мирах.

С уважением, Менахем Эпель


[i] Раби Моше-Хаим бар-Яаков-Хай Луцато (Луццатто, также — Рамхаль; 5467-5507 /1707-1747, Италия, Амстердам, Эрец-Исраэль) — один из величайших знатоков сокровенного учения. Его книга «Месилат Йешарим» («Путь праведных») стала одной из вершин еврейской философской мысли, основным трудом по вопросам самосовершенствования, саморазвития и служения Творцу.

[ii] В книге «Путь Творца» Рамхаль отвечает на самые глубокие вопросы человека о мироздании: какова истинная природа явлений, с которыми мы сталкиваемся каждый день? Кто Он — Творец всего, и можно ли Его познать? В чем цель Творения? Как относиться к универсальному добру? Чем человек отличается от остальных творений? Что такое мир душ?

[iii] Раби Шмуэль бар-Авраам Борнштейн (раби Шмуэль из Сохачева, Шем ми-Шмуэль; 5615-5686 / 1855-1926, Польша) — выдающийся комментатор Писания и хасидский наставник. Его книга «Шем ми-Шмуэль» — комментарий к Пятикнижию. Туда включено множество толкований, полученных по цепи традиции от величайших хасидских наставников — раби Менахема-Мендла из Коцка, раби Ицхака-Меира Алтера из Гуры и раби Ханоха-Эниха из Александра. Этот комментарий служит важным ключом к постижению сокровенных разделов Торы.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.