Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тем, кто учит Тору

Написано в Торе (раздел Реэ, Дварим 12:2): «Совсем уничтожьте те места, на которых служили (поклонялись идолам) народы, которых вы изгоняете (из Эрец Кенаан)». Берем книгу раввина Эльханана Йосефа Эрцмана «Мусар Асэхель», где собраны высказывания наших мудрецов на тему недельных глав Торы. О приведенном нами стихе написано, что из него можно выучить удивительное правило: у каждого совершенного греха есть особая сила воздействия на место, где он совершен. Поэтому Тора и приказала евреям, входящим в Святую землю, уничтожить все кумирни местных идолопоклонников. На образном языке мудрецов: каждый грех, в том числе грех идолопоклонства, делает «нечистым» то место, где он был сделан.

Отсюда понятно запрещение мудрецов «приближаться к злодею»: злодей своими делами создает особую атмосферу «нечистоты» вокруг себя, и эта «нечистота» как бы входит в него, воздействуя так, что он готов к новым нарушениям. А заодно воздействует на всех, кто находится к непосредственной от него близости. Потому и сказано: «Плохо злодею, плохо и его соседу».

Теперь можно понять высказывание учителей, приведенное в Талмуде (Хагига 15): «Заслужил праведник (награду своими делами) — получает в Ган-Эден (Райском саду) свою часть и часть другого еврея; приговорен злодей (из-за своих дел к наказанию) — получает в Геином (аду) свою часть и часть другого еврея».

Смысл сказанного таков. Праведник выполняет заповеди и совершает хорошие поступки. Тем самым он как бы освящает атмосферу вокруг себя. Иногда созданная им святость входит даже в плохого человека, который приблизился к нему, побуждая этого приблизившегося пусть изредка, но совершить благое дело. Получается, что праведник подтолкнул злодея к совершению добра, чего бы тот не сделал без благодатного влияния; потому что мы знаем: «плохое дело ведет за собой плохое дело», и нет выхода из порочного круга, по крайней мере без чужого доброго влияния. В результате праведник получает часть, которой владеет злодей в Ган-Эден.

Здесь требуется объяснение. У каждого еврея есть своя доля в грядущем мире. Это закон. Даже у злодея из евреев. Но эту долю надо заслужить. Заслужить ее можно только добрыми делами. Так вот, тот, кто подтолкнул нас к хорошему делу, тоже получит в Ган-Эден точно такую же часть, «в размере», соответствующем нашему поступку. От нас не уменьшится, но он получит такую же награду.

Однако злодей потому и называется злодеем, что привык совершать плохие поступки, в результате чего он теряет свою долю в Ган-Эден — от поступка к поступку, все уменьшая и уменьшая ее. Получается, что его доля в грядущем мире как бы теряет «хозяина». Кому она достается? Тем праведникам, которые подтолкнули злодея к совершению благих дел.

И наоборот! Злодей, совершающий грех, вносит в мир «нечистоту». Последняя может войти в праведника, «инфицировав» в нем желание поступить точно так же. Мудрецы выразились об этом так (Сота 3): «Человек совершает прегрешения только под влиянием духа глупости», т.е. духа нечистоты, о котором мы только что сказали, что он порожден поступком злодея. Следовательно, злодей получает ту долю, что принадлежит праведнику в Геином (аду). Почему? Потому что подтолкнул праведника к греху. А правило гласит, что у каждого еврея есть доля не только в Ган-Эден, но и в Геином. Пусть вас это не удивляет. Нам дана свобода воли (выбора). Всевышний, Который может все, не делает только одного — не принуждает людей ни к грехам, ни к праведности. Каждый из нас сам выбирает свой путь, реализуя одно из двух: получить долю в Райском саду или в аду (только не думайте, пожалуйста, что это сковородка с горящим маслом для поджаривания грешников!).

Об этом же говорит начало главы Реэ: «Смотри, Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие». Слово «смотри» смотрится здесь неуместным, надо бы сказать «знай». И почему в единственном числе, когда дальше идет «предлагаю вам»? И что означает «сегодня»? Но теперь все можно объяснить. Стих говорит: смотри, уже сегодня, сейчас, когда ты выбираешь как поступать, для каждого человека из твоего народа готово место в Ган-Эден (это и есть благословение) и место в Геином (проклятие). Ты можешь выбрать все, что тебе причитается там или там. А можешь — тоже путем выбора — поделиться своими долями с другими евреями. «Заслужил праведник — получает в Ган-Эден свою часть и часть другого еврея; приговорен злодей — получает в Геином свою часть и часть другого еврея».


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…