Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Какой торт был вкуснее — бесплатный или тот, за который пришлось попотеть?

Темы: Цель творения, Будущий мир, Рай, Работа

Отложить Отложено

Шалом! Помогите разобраться!.. Неужели Творец полагает, что идея сотворения мира поможет нам оценить какие-то там сотворенные Им для нас блага по достоинству и больше, чем те, которые мы когда-то недооценили? Что значит в Его понимании «оценить по достоинству»? В чем это выражается?

Приведу сравнение. Вы много работали, вам было тяжело и — вот результат: небольшая сумма денег, позволяющая вам получить какое-то наслаждение. Вы заходите в магазин и — вау! — выбираете тортик. Рассчитались. К вам подходит кондитер и начинает «заливать», как он старался весь этот кулинарный шедевр сотворить именно для вас.

Он даже раскрывает вам тайну: мол, тортик он и раньше вам делал и дарил, но вы не смогли его по достоинству оценить. Поэтому он сделал свой торт и принес в магазин, где вы его и купили. Какой торт был вкуснее — тот, который когда-то получили бесплатно и недооценили? Или тот, за который вам пришлось попотеть? Тода! (Спасибо!)

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте!

Эту идею — то, что человек заработал, попотев, ценится больше, чем то, что он получил бесплатно, — мы действительно находим у мудрецов. Только находим как ответ на следующий вопрос: если Б-г желает облагодетельствовать человека, почему Он сразу не поместил его в Будущий мир и не дал ему райское блаженство? Почему сначала человек должен прожить жизнь в этом мире — с его проблемами, страданиями, несправедливостью и злом?

На это дается ответ: если бы человек сразу получил все блага Будущего мира, они были бы незаработанной подачкой. А больше ценится именно то, что заработано. Поэтому человек должен сначала побыть на этом свете, преодолевая его проблемы, борясь со злом, совершенствуя мир и себя, — и тогда блага Будущего мира будут им заработаны и даны в награду. Точнее, награда в Будущем мире — это не какие-то пряники с тем самым тортиком в придачу, а совершенство и полноценность самой души, которое и является результатом деятельности человека в этом мире: он сам строит свой Будущий мир, кует свое счастье.

А цель сотворения ЭТОГО мира, в свете сказанного, — не столько наделить человека благами (хотя и они имеются), сколько дать ему материал для работы. Цель его жизни здесь — совершенствование мира. Вот ему и дан мир, который можно совершенствовать, вместе с инструментами, которые он может для этого использовать.

Этот мир прекрасен и до начала работы с ним — чтобы у человека были достойные условия труда, а также — чтобы он полюбил этот прекрасный мир  и ЗАХОТЕЛ его охранять, — но его можно совершенствовать.

Поэтому Тора пишет (Берешит 2:15): Б-г поместил человека в Ган-Эден, «чтобы возделывал и охранял его». Мудрецы говорят (Мидраш Коэлет Раба 7:1), что Б-г показал Адаму все деревья в саду и сказал: посмотри, как все красиво. И все это Я создал для тебя. Постарайся же не испортить Мой мир.

Вот в чем заключалось сообщение Б-га человеку о сотворении мира: Он назначил человека «садовником» в Своем прекрасном мире-саду (или «городе-саду», выражаясь языком Маяковского) и сделал его ответственным за возделывание и поддержание сада.

Таким образом, главное, что человек должен ощущать, глядя на сотворенный Б-гом мир, — это ответственность за него. Обязанность совершенствовать его и не портить.

Но и благодарность тоже: ведь и этот несовершенный мир полон таких благ и красот, получать истинное наслаждение от которых может только человек. Все красоты природы, вся созданная человеком с Б-жьей помощью архитектура и искусство доставляют наслаждение человеку и могут быть оценены только им — животным это не дано и не надо. Даже еда, которой и животные питаются, может быть деликатесной, такой, что только человек ее оценит, животным это не нужно.

Таким образом, все эти прелести мира явно были созданы Б-гом специально для человека. А раз так, то, конечно, мы должны испытывать благодарность — да у нас есть и своего рода ОБЯЗАННОСТЬ насладиться. Ведь, если что-то прекрасное или вкусное просто лежит себе, а мы нашли, то можем насладиться, а можем и не брать. Но если кто-то специально это для нас приготовил, то НАДО взять — иначе получится, что хозяин зря старался. И поблагодарить надо — он заслужил. Такова элементарная логика.

Так что будем наслаждаться теми благами нашего мира, которые Б-г создал специально для нас, а главное — ответственно относиться к этому миру, стремиться его совершенствовать и беречь от вреда. И так зарабатывать себе награду в Будущем мире, которой сможем насладиться как честно заработанной.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.