Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Правильно ли я поступаю, что прошу о помощи Небес в каждой мелочи?

Темы: Молитва, Еда, Праведники, Рав Яаков Гельфман

Отложить Отложено

Здравствуйте. Я недавно поймал себя на мысли, что часто обращаюсь к Б-гу в молитвах по всяким мелочам, касающимся повседневной бытовой жизни, или же молюсь за всех людей. Правильно ли я поступаю? Имею ли я право так делать? Или нужно молится за спасение своей души в вечной жизни?

Отвечает рав Яков Гельфман

Здравствуйте!

Желаю нам всем так поступать! И искренне просить о помощи Небес в каждой мелочи, ведь действительно ни один наш вздох или выдох невозможен без Него.

В молитве мы благодарим «за чудеса, которые Ты совершаешь с нами... каждое мгновение». О чём тут речь? Об этой каждодневной, «обыденной» помощи в каждой житейской ситуации, собственно говоря, — обо всём! И, если мы должны за это благодарить трижды в день, то почему должно быть стыдно за это молиться?

Вспоминаю историю об одном из великих Ребе, которую как-то прочитал. Однажды услышали, как он просит в конце молитвы, «чтобы служанка не ушла». Зная его высокий духовный уровень, постижение высших сфер и отрешённость от житейской суеты, ученики всполошились. О какой служанке идёт речь, может быть, какая-то беда грозит еврейскому народу? Не найдя удовлетворительного решения загадки, решили спросить у самого Ребе. Он их успокоил: «У моей жены, которая уже немолода, есть старая верная служанка. Недавно она сказала, что хочет оставить работу. Но я знаю, что привыкнуть к новому человеку очень трудно и это причинит большие неудобства моей жене. Поэтому я обратился к Творцу с просьбой, чтобы она не ушла от нас».

Святой Шла пишет: человек не должен думать, что, произнося установленные молитвы, во всём остальном он может положиться на себя. Надо стараться «по всем вопросам» обращаться к Б-гу.

Объясняя стих «И помни Господа, Б-га твоего, ибо Он даёт тебе силу...» (Дварим 8:18), комментаторы говорят, что это заповедь — постоянно помнить о том, что всё от Б-га, даже мысли, которые нам приходят в голову, как и что сделать. Каким образом человек исполняет эту заповедь? — Прося у Него помощи во всём!

В Талмуде (лист 60) Брахот приводятся молитвы, которые читает путник. Перед тем, как войти в город, просит о том, «чтобы благополучно войти», а перед тем, как выйти — о том, «чтобы благополучно выйти». Входя в баню, человек просит, чтобы ему это не повредило...

Автор книги «Основа и корень служения» в своем завещании пространно пишет, как он молился обо всём, в чём нуждался, и завещает своим потомкам поступать так же.

В Талмуде (Брахот 21) приводятся слова раби Йоханана: «Дай Б-г, чтобы человек молился целыми днями». И объясняет Бнаяу, что молиться нужно не только, когда чего-то недостаёт. И когда есть пища и даже тарелка и ложка, чтобы её есть, всё равно человек должен молиться, чтобы иметь возможность ее есть! Нужно оговориться: речь идет только об искренней молитве, когда человек действительно чувствует руку Творца во всём, а не для галочки. Только такая молитва по-настоящему поднимает человека. Поэтому на деле каждый должен молиться в соответствии со своим восприятием. Раби Йоханан хотел подчеркнуть: если встаёт вопрос о том, есть ли смысл в такой молитве, то ответ однозначный: да, есть.

Вспомним под конец известную историю о раби Зусе. Он каждый день после утренней молитвы произносил еще одну горячую молитву — о пропитании, как рекомендуется в Книге Зоар, а после этого служка приносил ему завтрак. Однажды служка подумал: «Что это за театр! Раби просит пищу у Б-га, но приношу-то ему пищу я?!» На следующий день раби Зуся, как обычно, помолился, а служка завтрак не несёт. Через минуту заходит еврей с подносом, уставленным различными блюдами, и ставит перед раби Зусей. Когда этот еврей выходит, ошеломлённый служка спрашивает его, как он здесь оказался. Выясняется, что этот еврей просто хотел отблагодарить раби Зусю за какое-то доброе дело, поэтому и принёс ему отборные яства. С тех пор служка всегда приносил еду вовремя…

С уважением, Яаков Гельфман

 

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.