Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Разрешен ли шоуруминг по Торе?

Темы: Запреты, Речь, Чистота речи, Деньги, Обман, Бизнес, Продавец, Рав Яков Шуб

Отложить Отложено

Уважаемые раввины, у меня возник следующий вопрос: сейчас в интернет-магазине известной фирмы одежды есть скидки. Мне понравилось определенное платье, но не уверена, что оно мне подойдет. При этом у нас в городе есть фирменный магазин данной компании, где продается такое же платье, но, понятно, там оно стоит дороже.

Могу ли я пойти в магазин, примерить это платье и проверить, подходит оно мне или нет, а затем купить его через интернет по более низкой цене?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо, что обратились к нам. Вы не первая, кому в голову пришла такая идея. Более того, это явление — люди примеряют одежду в фирменном магазине, а затем покупают его через интернет дешевле — стало настолько распространенным среди западных покупателей, что даже получило специальное название «шоуруминг».

Давайте попробуем разобраться, разрешено ли такое поведение с точки зрения еврейского закона.

Мишна (Бава Меция 58 б) говорит, что нельзя спрашивать у продавца, сколько стоит товар, если мы не собираемся его покупать. Это запрет «онаат дварим» — причинения ущерба словами.

Далее Талмуд приводит мнение раби Йегуды, который считает, что это включает и запрет прицениваться к товару, когда у нас нет денег на него. Этот запрет нарушается «в сердце», ведь человек всегда может сказать в свою защиту, что на самом деле он собирался приобрести этот товар. Поэтому Тора (Ваикра 25:17) говорит об этом: «… и будешь бояться Б-га твоего» — чтобы предостеречь человека, напомнив ему, что Всевышний ясно видит все его мысли и «сердце».

В чем же заключается смысл запрета? Один из ранних комментаторов, Меири, приводит два объяснения. Во-первых, когда человек спрашивает о цене и не собирается покупать, то, стесняясь сказать правду, он может объяснить свой отказ от покупки тем, что товар не стоит таких денег. А это могут услышать окружающие — и также откажутся от покупки. Во-вторых, даже если других покупателей в это время в магазине нет, интересуясь товаром без намерения его покупать, человек утруждает и огорчает продавца. Ведь тот надеялся, что товар будет куплен, а этого не произошло.

РамбамСефер а-Мицвот» 251) и Шулхан Арух (Хошен Мишпат 228:4) приводят только первый запрет из Мишны — нельзя интересоваться ценой товара, когда не собираешься его покупать, но не приводят второй запрет, о котором говорит раби Йеуда — нельзя прицениваться к товару, если у нас денег.

Хофец Хаим (Кунтрас «Ховат а-Шмира», гл. 14) объясняет: запрет раби Йегуды не приведен в Шулхан Арухе, потому что мудрецы не принимают этот закон. По их мнению, запрет «онаат дварим» нарушается, только если человек не собирается покупать товар. А если, например, он хочет купить этот товар, но у него нет денег, то запрета нет.

Другой вариант: когда у человека нет денег, это обычно означает, что он не собирается покупать товар, поэтому запрет раби Йеуды идентичен закону Мишны. Однако если человек действительно собирается купить товар, просто на данный момент у него нет денег, то прицениваться и интересоваться товаром ему по всем мнениям не запрещено, поскольку, возможно, он приложит усилия, чтобы достать деньги.

Теперь обратимся непосредственно к Вашему вопросу: можно ли примерить одежду в фирменном магазине, а затем купить ее через интернет дешевле? Получается, по отношению к фирме никакой запрет не нарушается: ведь фирме все равно, был товар приобретен в магазине или через интернет.

Однако, возможно, запрет нарушается по отношению к продавцам, которые работают в этом магазине и получают проценты с продаж. Ведь, если человек не собирается покупать товар, но при этом пользуется услугами продавцов-ассистентов, он понапрасну утруждает и огорчает их. Ведь они надеются, что товар будет продан и они на этом заработают. Кроме того, иногда, тратя время, чтобы помочь человеку, который не собирается покупать товар, продавцы не имеют возможности достойно обслужить других потенциальных покупателей, что, в конечном счете, отрицательно отразится на их заработке.

Возможно, чтобы избежать нарушения запрета, стоит заранее предупредить продавцов, что Вы не собираетесь покупать это платье в магазине, и примерить его самостоятельно, не тратя время ассистентов.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.