Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Нормально ли вешать дома на стену свои дипломы, грамоты, награды и т. п.?

Темы: Успех, Гордость, Предназначение, Скромность, Депрессия, Уважение, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

Уважаемые раввины, подскажите, пожалуйста, ответ на такой вопрос: считается ли нормальным с точки зрения иудаизма вешать на стену собственной квартиры различные дипломы о высшем образовании, грамоты, награждения, статьи о человеке из газеты, в общем демонстрировать то, чего он добился в жизни? Или это считается тщеславием и самолюбованием?

А возможно, это все-таки помогает человеку видеть, что он все-таки чего-то добился, и поддерживать уверенность в себе?

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте!

Вы задаете хороший вопрос. Иудаизм принимает оба эти ответа.

С одной стороны, Тора весьма негативно относится к гордыне и всему, что с ней связано. Величайший праведник в еврейской истории — Моше Рабейну — был одновременно самым скромным человеком на земле (Бемидбар 12:3). Пророк Миха (8:6) призывает «вершить правосудие и любить милосердие, и скромно ходить перед Б-гом твоим». Использованное в последнем стихе слово ацнэа означает не просто «скромно», но и «укромно», «скрыто» от посторонних. Надо быть праведным, вершить правосудие, проявлять милосердие — но при этом не надо афишировать всю эту деятельность, всю свою праведность. Не обязательно, чтобы об этом знал весь мир, достаточно, что знает Б-г.

Кстати, не только свои добрые дела афишировать не рекомендуется, но и материальные блага, данные Б-гом. Т. к. велика вероятность того, что у других это вызовет не восхищение и радость за нас, а зависть. Так, когда во всей округе свирепствовал голод, наш праотец Яаков сказал сыновьям: «Зачем вы себя показываете?» (Берешит 42:1; можно перевести и как «Зачем переглядываетесь?»). Раши толкует: у семьи Яакова на тот момент еще оставалось достаточно пищи. И он сказал сыновьям: зачем вы показываете себя сытыми перед окружающими вас голодными людьми? Они будут завидовать, а это опасно.

Еще одно толкование в этом же ключе: евреи шли по пустыне к Земле, которую им обещал Всевышний. Когда они приблизились к стране Эдом, где жили потомки Эйсава, Б-г повелел им: пну лахем цафона — «Поворачивайте на север» (Дварим 2:3). Кли Якар приводит толкование мудрецов: ацпину ацмэхем — «спрячьтесь», «скройтесь». (Слово цафон — «север» — однокоренное с цафан — «прятать», «скрывать», т. к. на севере солнце скрыто от наших глаз). То есть: спрячьте свое богатство, не показывайте его другим, особенно, потомкам Эйсава, который считает, что наш праотец Яаков «украл» его благословение.

Так что в целом афишировать свои достижения и успехи и нескромно, и неразумно.

С другой стороны, скромность вовсе не предполагает отрицания своих способностей и успехов, ощущения себя ничтожеством, не дай Б-г. Такой человек ничего в жизни не достигнет. Он тоже не сможет «скромно ходить перед Б-гом», в этом случае не потому, что не сумеет делать это скромно, а потому, что не поверит в свою способность ходить… Не сможет вершить правосудие и проявлять милосердие, потому что это все-таки непросто: надо знать, что и как делать, преодолевать сопротивление других и свое собственное — а ведь он «ничтожество, ничего у него не выйдет, не стоит даже пытаться».

Так что действительно надо быть уверенным в себе. И эту уверенность можно поддержать напоминанием, что чего-то уже в жизни добился: вот видишь, ты можешь, так держать!

И скромности это не противоречит потому, что она не означает «я ничтожество, я ничего не могу». А означает следующее: без помощи Б-га я ничего не могу. Но с Его помощью — могу! И, если достигаю успеха, то не потому, что я такой великий, а потому что Б-г такой великий, что я с Его помощью смог.

Ведь гордыня является дурным качеством главным образом потому, что гордец приписывает свои успехи себе, а о Б-ге забывает, ставит себя на Его место. Поэтому «Б-г не может жить с ним в этом мире» (Сота 5а). Если же человек помнит, что все силы и все успехи ему дал Б-г, — и, полагаясь на Его поддержку, продолжает смело идти вперед, то это не гордыня, а наоборот, выполнение миссии, с которой Б-г нас сюда послал.

Теперь вернемся к нашему вопросу: вешать ли дипломы на стену? Что это — тщеславие и хвастовство или поддержание здоровой уверенности в себе?

Может быть, это зависит от того, где именно человек их вывесит.

Если он их вывешивает, например, в гостиной, т. е. там, куда приходят гости и другие посетители, то это, скорее, зазнайство и показуха. Что, как сказано, не только нескромно, но и неразумно. Судите сами: Вы приходите к кому-то домой, а там со всех сторон Вам лезут в глаза дипломы и награды хозяина, какое впечатление это производит? Ну, разве что один диплом где-нибудь можно повесить, так, чтобы не слишком бросался в глаза.

Если же человек вывешивает дипломы, скажем, в своем личном кабинете, где обычно сидит и работает только он, а посторонние и гости редко заходят, то это, возможно, уже другое дело. Ведь тогда он явно вывесил дипломы не для них, чтобы увидели, какой он великий, а для себя. А если для себя, то, скорее, для внушения себе здоровой уверенности, а не ощущения абсолютного величия. Ведь себя человек на самом деле знает хорошо и понимает, что он все-таки не бог, и если у него что и получилось, то только с Б-жьей помощью, и нет никаких гарантий, что и впредь все будет получаться. И нуждается он скорее в воодушевлении, которое и могут дать напоминания о том, что уже в жизни удалось.

Вероятно, допустимо вывешивать дипломы и в других частях дома, куда не заходят посторонние, но заходят члены семьи: они этого человека хорошо знают, может, даже слишком хорошо, и жене не помешает напоминание о том, что она может гордиться мужем. А детям — что они могут гордиться папой. То есть в определенных случаях даже вывешивание дипломов там, где они видны другим, несет в себе иной смысл.

Ведь, возможно, Вы неслучайно спросили о вывешивании дипломов именно у себя дома. А на рабочем месте может быть опять другое дело: когда я прихожу к зубному врачу или адвокату, то все его дипломы, вывешенные на стене, внушают мне уверенность, что он — профессионал и я могу ему довериться. А то если у него не вывешены, а у конкурента вывешены, я не подумаю, что он скромный, скорее — что он менее надежен. Ведь в целом реклама — это часто неизбежная составляющая успешной профессиональной деятельности, особенно в бизнесе.

Так что все зависит от конкретной ситуации. Общий принцип: если демонстрация успехов призвана внушить человеку необходимую уверенность, она допустима. Будь то уверенность человека в себе или уверенность в нем клиентов. Допустима, если приведет к тому, что его родные будут им гордиться (в здоровой форме). Если же успехи демонстрируются больше для ненужной показухи, это уже неразумная и достойная осуждения гордыня.

Да поможет нам Б-г каждый раз правильно определять, какой именно цели служат наши действия, и решать соответственно, когда проявить скромность, а когда не стесняться.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.