Темы: Благословение на еду, Земля Израиля, Еврейский закон, Рав Моше Сытин
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. Расскажите, пожалуйста, подробней, почему благословение на «хита» (пшеницу) произносят раньше, чем благословение на «сеора» (ячмень), и почему оливки — перед виноградом? Где об этом подробно можно почитать? Я не могу найти информацию о том, какая еда благословляется в первую очередь и какой порядок дальше. Тода раба! С уважением, Наоми
Здравствуйте, Наоми!
Каков порядок благословений, и почему он именно такой?
Когда перед нами несколько видов пищи, на которые установлены ОДИНАКОВЫЕ благословения, например, яблоки, виноград, гранат и груши («Борэ при а-эц» — «…Сотворивший плод дерева»), мы произносим благословение на самый значимый среди них. Мудрецы распределили виды пищи по значимости в следующем порядке:
1. «Семь видов плодов, которыми славится земля Израиля», а именно: пшеница, ячмень, оливки, финики, виноград, инжир, гранат. Если среди того, что подано на стол, есть один из этих плодов, благословение произносится на него.
2. Если все фрукты порезаны, но один из них целый, и среди них нет плодов упомянутых «семи видов», благословение произносится на целый фрукт.
3. Если все фрукты одинаковые, т.е. целые или порезанные, то благословение следует произносить на Ваш любимый фрукт.
4. Если ни один вид плодов не является предпочтительным по перечисленным критериям, благословение произносится на плод, превосходящий другие по размеру.
Среди самих плодов «семи видов» также существует своя иерархия. В Гемаре (Брахот 41 б) сказано, что более значимым плодом является тот, который упоминается ближе к слову «а-арэц» (земля) в стихе, перечисляющем достоинства земли Израиля (Дварим 8:7-8): «Поскольку Я, Б-г Всевышний твой, привожу тебя в… землю пшеницы и ячменя, винограда, инжира, и граната, землю олив, масла и (финикового) меда…» Пшеница упоминается первой после слова «земля» в начале стиха, потому считается самой значимой. После нее упоминается ячмень, затем идут оливы — они упомянуты первыми после слова «земля» в конце стиха. После олив упоминаются финики, а после ячменя (возвращаемся к началу стиха) — виноград, инжир и гранат.
Поэтому, если перед нами несколько видов плодов, которыми славится земля Израиля, то отдать предпочтение следует наиболее значимому плоду в соответствии со следующим списком: пшеница, рожь (например, каша из нескольких видов злаков), оливки, финики, виноград, инжир, гранат.
Если перед нами несколько видов пищи, на которые установлены РАЗЛИЧНЫЕ благословения, то их произносят в следующем порядке:
1. «Мезонот» («…Сотворивший разнообразные виды пищи») — на мучные изделия (но не хлеб) из пяти видов злаков. На рис также произносят благословение «Мезонот» — его значимость тоже выше, чем значимость других видов пищи.
2. «Борэ при а-гефен» («…Сотворивший плод виноградной лозы») — на вино.
3. «Борэ при а-эц» («…Сотворивший плод дерева») — на фрукты (те, что растут на дереве).
4. «Борэ при а-адама» («…Сотворивший плод земли») — на овощи (те, что растут на земле, на кусте и т. д.).
5. «Ше-а-коль» («…по слову Которого создано все» — на все остальные виды пищи.
Если соединить начальные буквы названий этих благословений, получится аббревиатура на иврите, облегчающая запоминание этой последовательности: מגע אש (МАГА ЭШ: мезонот, гефен, а-эц, адама, ше-а-коль). Нам также легче будет запомнить этот порядок, если мы будем знать, чем именно он обусловлен: более частное благословение предшествует более общему, которое произносят на большее количество видов пищи.
Поэтому «а-эц» произносится перед «адама». Ведь «адама» по своему смыслу — благословение не только на «плоды земли», но и на «плоды дерева» — поскольку дерево растет на земле. А «адама» произносится перед «ше-а-коль», т.к. это благословение на ВСЕ виды пищи. «Мезонот» и «а-гефен» предшествуют благословениям «а-эц» и «адама», поскольку являются благословениями более «узкого профиля» — только на мучные изделия и на вино. «Мезонот» предшествует благословению «гефен», т. к. пища из злаков насыщает больше, чем виноград.
В принципе, когда порядок благословений устанавливается по значимости продуктов, пищевые предпочтения человека не учитываются, кроме того случая, когда надо выбрать одно из двух благословений — «Борэ при а-адама» и «Борэ при а-эц», например, банан или яблоко. В таком случае, если Вы любите банан больше, чем яблоко, сначала надо произнести благословение на банан. И, если яблоко порезано, а банан нет, сначала произносят благословение на банан — «Борэ при а-адама».
Стоит добавить: порядка мы придерживаемся только тогда, когда все виды пищи стоят на столе и нам в принципе неважно, с чего начать. Но, если Вы хотите начать трапезу с супа, а на столе уже стоит фруктовый десерт, нет необходимости произносить благословение на фрукты раньше благословения перед супом, т.к. фрукты приготовлены на более позднее время.
С уважением, Моше Сытин
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. А что известно об устной традиции?
Давид Россоф,
из цикла «Наш наследный удел»
Даже самые простые будничные дела приобретают важный смысл благодаря особой атмосфере святости. Поэтому жители Эрец Исраэль должны очень серьезно и ответственно относиться к каждому своему поступку.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Бенцион Зильбер
Кто может мне написать молитву русскими буквами на иврите?
Рав Моше Сытин
Как определить область «пеот»?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Кодекс еврейского закона
Давид Россоф
Рав Яков Доктор
Статья р. Яакова Доктора о религиозном отношении к Эрец Исраэль
Рав Натан Агрес
Разве не достаточно сказать «спасибо» один раз?
Рав Моше Сытин
Ведь так мы изменяем тот свой образ, который сотворил Б-г?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.