Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Сколько нужно выпить в Пурим, чтобы выполнить заповедь?

Темы: Алкоголь, Пурим, Иврит, Еврейский закон, Рав Моше Сытин

Отложить Отложено

Шалом. У меня такой вопрос: сколько нужно выпить в Пурим, чтобы выполнить заповедь? И что за странное выражение используют Хазаль (наши мудрецы): хаяв иниш лебесумей («обязан человек напиться»; слово лэвасэм означает также «надушить», «побрызгать духами»)? Ведь это можно истолковать так, что достаточно побрызгаться одеколонном — и все? Спасибо.

Отвечает рав Моше Сытин

Здравствуйте!

Спасибо за интересный вопрос. Формально закон такой: нужно выпить чуть больше своей привычной меры, а после этого пойти спать (Рамо 495:1, Мишна Брура там же). Но, поскольку каждый человек по-разному реагирует на алкоголь, то и ответ на вопрос, сколько нужно выпить в Пурим, во многих случаях — индивидуальный. Цель Пурима — приблизить нас к Творцу, дать нам ощутить радость спасения и безграничную любовь Творца. Для этого мудрецы обязали нас выпить в Пурим больше обычного. Отталкиваясь от этого, каждый человек должен решить для себя сам, сколько и что он будет пить в Пурим. Главное, помнить, что опьянение в Пурим — это не самоцель, а лишь средство достигнуть духовной радости.

Что же касается известного высказывания, что напиться нужно до состояния, в котором человек неспособен отличить Амана от Мордехая, имеется несколько объяснений, как это следует понимать:

  1. Рамо в «Даркей Моше» приводит мнение Маарива (раби Яакова Вайля), что выпить нужно чуть больше обычного и после этого пойти спать, а во время сна человек не отличает Амана от Мордехая.
  2. Мнение Тосафот (Мегила 7 б, комментарий к словам «дэ-лё йада — до того, как перестанет различать»), Рана (там же), Меири (там же) и некоторых других комментаторов, основанное на том, что сказано в Иерусалимском Талмуде (гл.1:4): здесь имеется в виду весь отрывок, который мы произносим после чтения Мегилы (Свитка Эстер), а именно: «Благословен Мордехай, проклят Аман, благословенна Эстер, проклята Зэреш, благословенны все праведники и прокляты все злодеи, и Харвона да будет помянут добром». Так вот, выпить нужно столько, чтобы путаться, произнося этот отрывок. Согласитесь, для этого необходимо выпить гораздо меньше, чем для того, чтобы не отличить «благословен Мордехай» от «проклят Аман».
  3. Согласно мнению автора книги «Агур» (раби Яакова-Баруха Ландо), в Гемаре имеется в виду такой уровень опьянения, когда человек не может посчитать гематрию (числовое значение) букв, составляющих выражения «барух Мордэхай» — «благословен Мордехай» и «арур Аман» — «проклят Аман» (числовое значение этих двух выражений одинаково).
  4. Мнение Рабейну Эфраима (один из авторов Тосафот; его мнение приводится в комментарии Рана к Мегиле 7 б и у Меири): это повеление не было принято Гемарой и его не следует принимать как закон. Мнение При Хадаш (495:2): в наше время следует поступать именно согласно мнению Рабейну Эфраима, поэтому достаточно, если человек выпьет больше привычного ему количества.

Что же касается слова «лебесумей», то Раши в своем комментарии к Талмуду не оставляет места для сомнений. Он переводит это слово как лэиштакэр — «опьянеть». Таково значение этого слова и в современном иврите: лэитбасэм — «опьянеть», «быть одурманенным» («побрызгаться духами» это «ласим босэм»). Стоит отметить: некоторые комментаторы полагали, что слово «лебесумей» на арамейском означает достичь состояния легкого опьянения, а «сильной опьянеть» — «лемирвей» (как сказано о Ноахе в Берешит 9:21: «и опьянел», см. там перевод Ункелоса). Согласно этому мнению, в Пурим мудрецы обязали только слегка опьянеть, но не напиваться (раби Нетанэль Вайль в своем комментарии «Корбан Нэтанель» к трактату Мегила 2:10).

Как бы то ни было, неважно, сколько Вы пьете в Пурим, много или мало, главное — делать это во имя Небес, и тогда радость праздника будет полной, осмысленной и одухотворенной.

Хорошего и веселого праздника!

С уважением, Моше Сытин

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.