Темы: Алкоголь, Пурим, Иврит, Еврейский закон, Рав Моше Сытин
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. У меня такой вопрос: сколько нужно выпить в Пурим, чтобы выполнить заповедь? И что за странное выражение используют Хазаль (наши мудрецы): хаяв иниш лебесумей («обязан человек напиться»; слово лэвасэм означает также «надушить», «побрызгать духами»)? Ведь это можно истолковать так, что достаточно побрызгаться одеколонном — и все? Спасибо.
Здравствуйте!
Спасибо за интересный вопрос. Формально закон такой: нужно выпить чуть больше своей привычной меры, а после этого пойти спать (Рамо 495:1, Мишна Брура там же). Но, поскольку каждый человек по-разному реагирует на алкоголь, то и ответ на вопрос, сколько нужно выпить в Пурим, во многих случаях — индивидуальный. Цель Пурима — приблизить нас к Творцу, дать нам ощутить радость спасения и безграничную любовь Творца. Для этого мудрецы обязали нас выпить в Пурим больше обычного. Отталкиваясь от этого, каждый человек должен решить для себя сам, сколько и что он будет пить в Пурим. Главное, помнить, что опьянение в Пурим — это не самоцель, а лишь средство достигнуть духовной радости.
Что же касается известного высказывания, что напиться нужно до состояния, в котором человек неспособен отличить Амана от Мордехая, имеется несколько объяснений, как это следует понимать:
Что же касается слова «лебесумей», то Раши в своем комментарии к Талмуду не оставляет места для сомнений. Он переводит это слово как лэиштакэр — «опьянеть». Таково значение этого слова и в современном иврите: лэитбасэм — «опьянеть», «быть одурманенным» («побрызгаться духами» это «ласим босэм»). Стоит отметить: некоторые комментаторы полагали, что слово «лебесумей» на арамейском означает достичь состояния легкого опьянения, а «сильной опьянеть» — «лемирвей» (как сказано о Ноахе в Берешит 9:21: «и опьянел», см. там перевод Ункелоса). Согласно этому мнению, в Пурим мудрецы обязали только слегка опьянеть, но не напиваться (раби Нетанэль Вайль в своем комментарии «Корбан Нэтанель» к трактату Мегила 2:10).
Как бы то ни было, неважно, сколько Вы пьете в Пурим, много или мало, главное — делать это во имя Небес, и тогда радость праздника будет полной, осмысленной и одухотворенной.
Хорошего и веселого праздника!
С уважением, Моше Сытин
Рав Яков Шуб
Это что, еврейский тост?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. А что известно об устной традиции?
р. Меир Фомичев
Рав Моше Сытин
Ведь так мы изменяем тот свой образ, который сотворил Б-г?
Рав Исроэль-Меир Лау
Обязанность отмечать Пурим — одна из семи заповедей, установленных нашими мудрецами, и сама эта обязанность тоже состоит из семи заповедей
Рав Моше Сытин
Как определить область «пеот»?
Рав Реувен Куклин
Почему на иврите «лицо» — во множественном числе?
Рав Зеев Гершензон
Победа возможна?
Рав Реувен Куклин
Какова, например, сущность слова шульхан (стол)?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Кодекс еврейского закона
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.