Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Еврейский народ называется «гой»?

Темы: Гой, Бней Ноах, Значение слов в Торе, Мальбим, Рав Овадья Климовский, Материалы для Бней Ноах

Отложить Отложено

У меня вопрос. Почему Ашем говорит Моше: «сделаю тебя великим народом», используя слово «лэ-гой»? Но, говоря о еврейском народе до и после этого стиха, Ашем и Моше используют слово «ам». Такое же слово используется в обещании Араму сделать его «гой гадоль». И второе: если в этих Его обещаниях, обращенных к Авраму и Моше, используется именно слово «гой», то почему в утренних молитвах мы благодарим Его за то, что Он не создал нас «гоим»? Спасибо за ответ. Алекс

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Алекс!

С такими вопросами я обычно обращаюсь к трудам Мальбима, который был знатоком языка и часть своих комментариев к Писанию посвятил объяснению слов, кажущихся синонимами.

Объясняя разницу между словами гой и ам, которые оба, как правило, переводятся на русский словом «народ», он пишет следующее. Слово «гой» обозначает некую общность людей, объединенных одним из тех факторов, которые действительно способствуют образованию этнических общностей, формированию народов, — будь то общий язык, происхождение, страна проживания или договоренность считаться одним народом. Слово же «ам» означает нечто большее — народ, объединенный какой-то целью. Таким образом, может быть «гой», который еще не «ам», но не наоборот.

Теперь еще предстоит работа — понять, как именно эти значения проявляются везде, где Писание использует одно из этих слов, но эту работу каждый может проделать самостоятельно.

А благословение мы произносим потому, что удостоены быть частью народа Израиля, жизнь которого должна быть посвящена именно служению Всевышнему.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме

Каково отношение евреев к неевреям?

Рав Реувен Куклин

Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?

Раби Меир-Лейбуш бар Йехиэль-Михл

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Однажды к нему пришла заплаканная вдова: после смерти кормильца она осталась без средств к существованию. «Знаешь ли ты какое-нибудь ремесло?» — спросил Мальбим. Когда выяснилось, что женщина умеет печь очень вкусные пирожки, которые, по её словам, можно было бы подавать на царский стол, Мальбим предложил ей войти с ним в дело. «Я дам деньги на муку и другие необходимые продукты, — обещал он, — ты будешь печь и продавать пирожки, а Всевышний пошлёт нам своё благословение»...

Унизительно ли слово «гой»?

Рав Ашер Кушнир

Слово «гой» — унизительное?

Раби Меир-Лейбуш бар Йехиэль-Михл

Неизвестный автор

Раби Меир-Лейбуш бар Йехиэль-Михл (Мальбим 5569—5640 /1809—1879/) — выдающийся законоучитель и комментатор Писания.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.