Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему люди, которые не имеют никакого отношения к Б-гу, — состоятельные?

Темы: Страдания, Награда и наказание, Грешник, Пророчество, Мировоззрение, Разрушение Храма, Раби Акива, Рав Мендель Агранович, Праведник

Отложить Отложено

У меня есть один вопрос к вам. Есть люди, которые не имеют никакого отношение к Б-гу, не молятся, не дают цдаку, не делают никакой мицвы (заповеди) — а они состоятельные))) А люди, которые молятся, дают цдаку, делают мицву, — ну они бывают бедные в большом числе случаев))) Почему именно так, а должно быть наоборот? Спасибо за ответ. Рувен

Отвечает рав Мендель Агранович

Уважаемый Рувен!

Ваш вопрос задал Всевышнему… Моше — ни больше и ни меньше. Так говорит Талмуд в трактате Брахот…

Глубокий вопрос.

Формулировку проблемы — «(иногда) праведные страдают, а нечестивые процветают» — мы находим в Гмаре (Брахот 7).

Моше просит Б-га прояснить Его пути, мы читаем так: «…дай мне знать пути Твои!» (Шмот 33, 13). Талмуд объясняет, ЧТО именно Моше спросил у Него: «Господи, почему есть праведники, которые благоденствуют, и праведники, которые страдают, а есть нечестивые, которые процветают, но и нечестивые, которые страдают?»

Это именно Ваш вопрос, и его действительно задавали во все века. Это также главный вопрос книги Иова. Ответ Б-га, согласно Талмуду, таков: «Праведник, который благоденствует, — совершенный праведник. Праведник, который страдает, — не совершенный праведник. Злодей же, который страдает, — не полный злодей, а который благоденствует — полный злодей».

Такой общий ответ кажется непонятным. Почему не полный злодей и не совершенный праведник страдают??? Неужели по суду Всевышнего им полагается одинаковая доля?

Чтобы понять это, давайте прочтем еще одну историю из Талмуда, она приводится в конце трактата Макот.

Раби Акива и старейшины проходят возле Храмовой горы и вдруг видят лисицу, которая выходит из Святая Святых. Лисица! В Святая Святых!

Старейшины плачут. Думаю, это реакция, которая кажется наиболее логичной.

А как реагировал Раби Акива?

Смеялся!

Старейшины спросили: «Почему ты смеешься?» Ответил Раби Акива: «Почему вы плачете?» Они сказали ему: «Это место, о котором сказано, что посторонний, вошедший туда, будет покаран смертью (Бемидбар 1, 51), а теперь там ходит лисица! Как же нам не плакать???»

Сказал им Раби Акива: «“И взял я себе надежных свидетелей: Урию, священнослужителя, и Зхарью, сына Йеверехйау” (Йешаяу, 8: 2). Какая связь, спрашивается, между Урией и Зхарьей? Ведь свидетели должны давать показания одновременно, но Урия жил во времена Первого Храма, а Зхарья — во времена Второго Храма… Дело в том, что Йешаяу связал пророчества Урии и Зхарьи воедино. Урия предрекает то же, что предсказывал до него Миха:… из-за вас, словно поле, вспахан будет Сион и Иерусалим превратится в руины, а Храмовая гора станет лесистым холмом (Миха, 3: 12), а Зхарья говорит (о более позднем периоде в будущем):… еще будут сидеть на площадях Иерусалима старики и старухи… и наполнятся улицы города мальчиками и девочками, играющими (там)… (Зхарья, 8: 4, 5). Пока не сбылось пророчество Урии, боялся я, что и пророчество Зхарьи не исполнится. Теперь же, когда слова Урии сбылись, нет сомнения в том, что исполнится и предсказание Зхарьи».

Ответили ему старейшины: «Акива, утешил ты нас, Акива, утешил ты нас!»

Смысл этих слов Талмуда очень глубок, но вот что имеет отношение к нашему вопросу: наше восприятие, понимание — ограничено и узко. Раби Акива знал и видел шире, его взгляд выходил за рамки текущей ситуации, за границы трудностей и кризисов, он мог увидеть будущее. Поэтому он смеялся, когда увидел лисицу, выходящую из Святая Святых.

«Праведники страдают, а нечестивые процветают» только временно. Но в долгосрочной перспективе, в целом, добро — для праведника, а зло — для злодея.

Страдания праведника искупают его грехи — их немного, но они все же есть.

С помощью страдания иногда можно «заработать» больше, чем без него.

А процветание злодея является временным, зло погружено в этот мир, и, следовательно, награду за несколько добрых дел, совершенных им, злодей получает там, где он и хочет получить свою «зарплату» — в этом мире.

Это непросто. Расчеты Б-га всегда больше того, что мы можем понять, так обычный солдат не всегда понимает действия начальника штаба. Иногда какой-то народ служит «дубинкой в руке Б-га», чтобы заставить Израиль покаяться — «Как человек наказывает своего сына, Господь Б-г ваш наказывает вас». После того, как евреи покаются, необходимость в «дубинках» исчезает и эти народы падают. Именно это произошло в Пурим. Аман был премьер-министром — к счастью для всех его приспешников. У евреев — большие неприятности. И тут вдруг… Как мы уже сказали, есть много причин — но нужно быть уверенными, что Б-г любит нас и Он с нами и ведет себя с нами как отец!

Практическая значимость концепции: она заставляет проявить инициативу! Не соглашайтесь на ограниченный взгляд, который может привести к отчаянию, с одной стороны, или к самодовольству, с другой! Мы видели много государств и людей в истории, которые были на пике успеха, но потом упали и это было их концом (Римская империя, Османская империя, нацисты, да сотрется их имя и т. д.). Царь Шломо говорит в книге Мишлей: «Пред гибелью возносится сердце человека» (18, 12). Народ Израиля страдал больше всего, но мы уверены, что, в конце концов, он вернется к себе.

Слава Б-гу, мы видим собственными глазами, как народ Израиля возвращается после всех перипетий изгнания. Б-г, кажется, завершает процесс, и, кажется, очень скоро «все зло как дым развеется», а люди в мире познают живого Б-га.

С уважением, Мендель Агранович

Материалы по теме

Врата Воздаяния. Страдания народа Израиля в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Почему народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы?

Что такое пророчество?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель

Треть ТАНАХа посвящена пророческим предсказаниям. Уровень постижения Б-жественной мудрости разнится от одного пророка к другому. В отдельные моменты истории дар предвидения получали абсолютно все евреи.

Раби Акива

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Врата Воздаяния. «Средние» и награда за заповеди нечестивцам

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?

Жизнь как служение. Специфические черты еврейского мировоззре­ния

Рав Цви Вассерман

Понимание жизни как служения, пол­ное подчинение ему всего человеческого существа, при том, что источником и одновременно целью служения является сам Б-г — придает облику еврея уникальней­шие черты, делает его совершенной загадкой для ума, мыслящего рационально.

Законы Шаббата

Рав Мендель Агранович

За какие дела положено воздаяние в этом мире, а за какие — в грядущем?

Рав Натан Агрес

С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.