Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Остается ли художественный талант с человеком после смерти? И если да, то для чего?

Темы: Будущий мир, Рав Эльяким Залкинд, Искусство

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемые раввины! Интересует такой вопрос. Имеет ли какое-то значение в загробной жизни то дело (прежде всего, творческое), которым человек занимался при жизни? Например, человек всю жизнь был художником (или писателем, или композитором), создавал какие-то свои произведения, создавал художественные миры, пытался с помощью творчества выступать против каких-то пороков общества, например, и т.д. Останется ли этот художественный талант с ним после смерти? И если да, то для чего? Грубо говоря, что Шекспир или Толстой будут делать на том свете? Спасибо. Л.

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемый Л.,

Берет ли человек в Грядущий мир свои творческие способности и достижения?

Не видел источников, в которых бы рассматривалась эта тема, но могу поделиться своими попытками понять. Грядущий мир — мир близости к Всевышнему, и то из приобретенного здесь, в этом мире, что умножает эту близость, войдет в будущей мир. А то, что не приближало человека к его Творцу, даже если ценилось в этом мире, — не войдет туда, так как просто не имеет отношения к тому миру. Так и с творчеством. Если человек освящал Имя Творца, призывал людей к истине (истине глубокой, касающейся сути назначения человека и его роли перед Творцом, а не только житейской, политической и т.п.), учил честности, справедливости (такой, которая является самой сутью человека — посланника в этом мире, ответственного за свое поручение), всё это должно войти и в Грядущий мир. Движения же души, чувства, борьба за «справедливость» и «истину», имеющие отношение только к этому миру, не возвысившие и не углубившие ни самого автора, художника, композитора, ни других людей, в Будущий мир не войдут. Если произведения утончали чувства и мысли, побуждали задумываться о глубоком, быть чувствительным к внутренней жизни души, они могут остаться востребованы лишь художественной интеллигенцией. А могут и поднять к поиску сути, побудить оставить поверхностное восприятие, изменить жизнь, наполнить ее непреходящим смыслом, дать прикоснуться к вечности. (Впрочем, кажется, как правило, сила творческого переживания замыкает человека в «художественности», и, даже приведя к «озарению» и помыслам о сути, — возвращает в область ограниченного — «вкушения красоты и глубины» этого произведения — литературного, музыкального и т.д.). То же и в душе «художника». То, что находится всецело в пределах этого мира, — дела, разговоры, мысли, чувства, — останется здесь. А прикосновение к вечности станет частью мира Грядущего.

Всего доброго, с уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.