Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Какое благословение произносили на хлеб с Небес?

Темы: Благословение на еду, Хлеб, Ман, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

Шавуа тов (хорошей недели). Я хотела бы спросить, а какую браху (благословение) говорили на ман? N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Вопрос, который Вы задаете, обсуждался мудрецами. С одной стороны, в Торе четко сказано, что ман является «хлебом» (лэхем). Но, с другой, понятно, что в ситуации с маном неприменимо стандартное благословение на хлеб: А-Моци лэхем мин а-арец — «[Благословен Ты, Б-г…,] Выводящий хлеб из земли»: ведь ман приходил к нам с Небес, а не из земли.

Поэтому большинство мудрецов считает, что в качестве благословения использовалась одна из формулировок, отражающих небесное происхождение мана:

Либо: А-Моци лэхем мин а-шомаим — «…Низводящий хлеб с Небес» — так пишет автор «Бней-Иссахар» (раби Цви-Элимелех Шапиро из Динова, 1745-1815) от имени раби Мордехая-Азарии из Фано.

Либо: А-Нотэн лэхем мин а-шомаим — «…Дающий хлеб с Небес» — так сказано в «Сефер Хасидим».

Либо: А-Мамтир лэхем мин а-шомаим — «…Проливающий дождем хлеб с Небес» — так пишет Бен Иш Хай в своей книге «Тора ли-Шма». Он считает, что следует использовать слова, которые употреблены в самой Торе (Шмот 16:4).

Но автор «Бней-Иссахар» приводит и другое мнение, высказанное одним из участников обсуждения: на ман вообще не произносили никакого благословения.

Почему?

Потому что благословение — не просто формула, которую необходимо произнести. Это часть процесса еды — процесса, в котором есть не только физическая, но и духовная составляющая. Одна отражает другую. Физически пища вводится в организм, перерабатывается и проходит «сортировку»: часть ее отбирается как полезная и используется для строительства организма, а часть отсеивается как бесполезная, она отторгается и выводится за пределы тела.

Таково духовное состояние человека и окружающего его мира после греха Адама. В результате этого греха к изначально чистой душе человека примешались нечистота и зло. И не только к его душе: в результате греха человека аналогичному пагубному воздействию подвергся весь мир, который был создан для человека и связан с ним. В результате и человек, и его мир представляют собой смесь добра и зла, святости и нечистоты, которые теперь надо «отсортировать» и отделить друг от друга: добро, святость — оставить и усвоить, сделать частью себя, а зло и нечистоту — отторгнуть и выбросить. И еда — одна из частей этого процесса: духовное «исправление» пищи. Полезная, «святая» составляющая пищи очищается и усваивается, а нечистая — отсеивается и выбрасывается.

Но это — обычная, земная еда. Ман же был едой необычной — Небесной. «Едой, которой питаются ангелы» — а они совершенно чисты и лишены всякой примеси зла. Евреи в пустыне достигли практически того же уровня, или близкого к нему. Вот и еда у них была такая. Ман называется лэхем абирим — «хлебом доблестных». Мудрецы, объясняя слово абирим, связывают его с похожим словом эйварим — «части тела»: лэхем а-нивла бэ-эйварим — «хлеб, который полностью впитывается телом». То есть в мане не было двух упомянутых составляющих, чистой и нечистой. Он был полностью чист. Поэтому он не нуждался в «сортировке» и отторжении нечистой составляющей: он полностью использовался для строительства тела.

С одной стороны, это свидетельствует о духовной чистоте мана. Но, с другой, это означает, что, когда человек его ел, он не «запускал» процесс исправления и очищения мана. А поскольку благословение на еду является частью этого процесса, в данном случае в благословении не было смысла.

Такое мнение приводит автор «Бней-Иссахар». Другие же авторитеты, как сказано, считают, что в любом случае благословение надо было произнести, и предлагают формулировки, приведенные выше.

С уважением, Меир Мучник

Обзор по теме: Что такое маца — еврейский хлеб?.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.