Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что означает число 40 в жизни человека?

Темы: Каббала, Числа, Изучение Торы, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый Раввин, скажите, а что означает число 40 в жизни человека? Я имею в виду, что в 13 лет мальчик становится взрослым, а в 12 девочка — взрослой; а что происходит с человеком в 40 лет?! Почему именно 40 лет Моше водил народ Израиля по пустыне, и почему в 40 лет можно учить Каббалу!? Александр

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Александр!

По словам мудрецов (Авот 5:21), сорок лет — это возраст обретения «понимания» (бина). Обычно это свойство объясняют как способность лэавин давар ми-тох давар — «понимать одно из другого». То есть воспринимать не только саму информацию, но и то, что из нее следует, то, какое влияние окажет то, о чем нам сообщили. В целом речь идет о глубоком понимании чего-либо, а не просто о поверхностном знании.

Поэтому сороковой день рождения человека считается рубежом, на котором он приходит к более глубокому пониманию жизни и всего, что о ней знает.

Сорок лет странствий по пустыне связаны, строго говоря, с другим — это было наказанием за то, что народ поверил клевете разведчиков о Земле Израиля, которую они обследовали в течение сорока дней — за каждый день вступление в Землю Израиля откладывалось на год.

Но, так или иначе, в конце этого срока Моше сказал народу (Дварим 29:3): «И не дал Б-г понять вашему сердцу и увидеть вашим глазам и услышать ушам до сего дня». Отсюда мудрецы (Авода Зара 5 б) выводят принцип: ученик до конца понимает слова учителя только через сорок лет. Ибо прошло сорок лет со времени чудес Исхода и дарования Торы, которые упомянул Моше, и он сказал, что только теперь евреи могли до конца все это понять.

Согласно мнению многих мудрецов (например, Раши в Махзор Витри), это тот же принцип, что упоминается в трактате Авот: сорок лет — возраст обретения глубокого понимания.

Но возникает вопрос: ведь Моше говорил о сорока годах с начала обучения — дарования Торы, а в трактате Авот речь идет о возрасте — т.е. сорокалетнем сроке, прошедшем с момента рождения. А ведь не все эти годы человек непрерывно учится, как евреи в пустыне, которые родились еще до увиденных чудес и дарования Торы.

Ответ я слышал такой: речь идет не о понимании конкретных фактов, услышанных от наставника, а об усвоении образа его мыслей, его школы. Такие вещи передаются не прямым текстом, а постепенно, естественным образом, в процессе обучения. В этом смысл утверждения, что ученик до конца понимает учителя только сорок лет спустя: проучившись у него сорок лет, ученик обретает его мышление, начинает видеть Тору его глазами, достигает его уровня развития в Торе. (Поэтому Моше упомянул и события, произошедшие уже в конце сорокалетнего странствия, — теперь, обретя его «школу», евреи могли сразу правильно понимать и их).

Поэтому отсюда делают вывод о том, в каком возрасте человек обретает «понимание»: с рождения он проходит «школу жизни». И на основе полученного к сорока годам опыта — всего, что он за это время познал, увидел и пережил, — достигает определенного уровня в этом понимании, обретает свой взгляд на жизнь. Взгляд, на порядок более глубокий, чем прежде.

И поэтому только в этом возрасте можно начинать изучать Каббалу — т.к. она предполагает глубокое постижение мира, недоступное тому, у кого еще нет соответствующей базы.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.