Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Покинув этот мир, душа лишается свободы выбора?

Темы: Свобода выбора, Душа, Каббала, Рав Эльяким Залкинд, Адам

Отложить Отложено

Согласно еврейскому мировоззрению человек может достичь близости к Творцу в этом мире благодаря своей свободе выбора. Но ведь это не означает, что, покинув этот мир, душа лишается свободы выбора? Ведь Адам сделал свой выбор до того, как оказался в этом мире. Помогите разобраться, ограничена ли душа в свободе выбора? Спасибо, Ю.

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемый Ю.,

Есть две разных «системы», которые могут называться «этот мир». Первая — наш нижний материальный мир, собственно, вся вселенная, всё, что описывается нашими понятиями пространства и материи. Иногда, более узко и конкретно, «этим миром» называется место пребывания человека, земля — в отличие от более «высоких» и духовных миров. Так, земля является нижней частью мира «асия», более высокая часть которого — «сферы», «своды» планет и светил и более высокие, духовные своды, и другие силы, проводящие воздействия в нижний мир, и часть ангелов. Выше — другой мир, где пребывает большинство ангелов и другие высокие силы (называемый также мир «йецира»). Затем — мир, главным образом, корней душ людей (мир «брия»)…

Однако все эти миры существуют в одном общем времени, и все они предназначены сейчас для «работы» человека и, вместе с ним, всего Творения. Все они называются «этим миром» во втором смысле. Они называются миром «этим» в отличие от мира будущего, грядущего, который наступит (собственно, раскроется для нас) по окончании шести тысяч лет существования «этого мира». Тогда все сотворенные миры поднимутся на более высокую духовную ступень, а нижний материальный мир распадется на свои исходные стихии. И именно «этот мир» во втором смысле — место работы. А мир будущий — место награды, место, где уже не будет выбора, как в этом мире. Но зато будет продвижение от ступени к ступени, продвижение, которое определено усилиями и трудами, совершенными человеком (добавим: во всех его воплощениях, которые он прошел за эти шесть тысяч лет) в этом мире.

И теперь станет понятно, что Адам, хотя он находился после сотворения не в «этом» материальном мире, а в мире намного более высоком — в верхней части мира «брия» и еще выше, — находился в «этом мире» во втором смысле выражения. В мире «работы», в начале тех самых шести тысяч лет Творения (которые, правда, могли бы оказаться только шестью днями, если бы не его нарушение). И по окончании этого срока все сотворенные миры войдут в седьмое, субботнее тысячелетие, когда для Адама и всех душ, произошедших из него, раскроется мир грядущий.

С уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме

Как доказать, что у человека есть душа?

Рав Берл Набутовский

Адам и Хава

Рав Йосеф Б. Соловейчик

Танах — это не только история. Это книга о настоящем и будущем. Каждый может увидеть себя в той или иной ситуации, изложенной Танахом.

Зоар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.