Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Перед Йом-Кипуром обидчик должен получить прощение обиженного. А если обиженного нельзя найти?

Темы: Обида, Раскаяние, Йом Кипур, Прощение, Рав Даниэль Маршальский

Отложить Отложено

Уважаемый рав! Я прочитала: «Сказано в Талмуде, что Йом-Кипур искупает только грехи, совершенные по отношению ко Всевышнему. Грехи, совершенные по отношению к другим людям, Йом-Кипур искупает лишь при условии, что обидчик получил прощение от обиженного». Ну, а если нет возможности найти обиженного? Что тогда делать? N.

Отвечает рав Даниель Маршальский

Здравствуйте, N.

Рамбам (Законы раскаяния 2, 11) рассматривает ситуацию, когда обиженный умер, а обидчик не успел попросить прощения. В этом случае обидчик должен собрать десять человек, прийти на могилу обиженного и при них просить умершего о прощении. Автор комментария Мишна Брура пишет: если обиженный похоронен далёко от места проживания обидчика, обидчик может уполномочить кого-то из местных, чтобы тот собрал людей на могиле и просил при них прощения от его имени. Однако всё сказанное действительно только в том случае, когда обида была нанесена обиженному при его жизни. Если же о нём дурно отозвались после его смерти, обидчик должен собрать десять человек и в их присутствии на том самом месте, где злословил об умершем, просить у него прощения.

Из сказанного понятно, что просьба о прощении нужна не только обиженному, но и обидчику. Ведь умершему нет никакой пользы от раскаяния обидчика. Зачем же мы требуем от обидчика совершить весь этот ритуал с десятью людьми? Ответ здесь очевиден: умершему абсолютно неважно, просили у него прощения или нет, всё это делается для обидчика, для того, чтобы он осознал, какой грех совершил, и раскаялся.

Понимая это, можно ответить на Ваш вопрос: естественно, обидчик должен приложить максимум усилий для того, чтобы найти обиженного. Но если после всех стараний найти его не удалось, он должен собрать десять человек и на том самом месте, где была нанесена обида, публично попросить прощения.

С уважением, Даниэль Маршальский

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.