Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему о месте захоронения Моше неизвестно никому?

Темы: Моше, Идолопоклонство, Чудеса, Похороны, Рав Яков Гельфман

Отложить Отложено

Уважаемый Рав! У меня вопрос: почему в Торе пишется, что место захоронения Моше неизвестно никому? Почему Всевышний не передал нашему народу место захоронения нашего Учителя? Ведь мусульмане утверждают, что в Коране написано: место захоронения известно лишь Аллаху. С уважением, N.

Отвечает рав Яков Гельфман

Уважаемый N.,

Замечательный вопрос! За ответом мы обратимся к нашему праотцу Яакову. Как известно, он связал своего сына Йосефа клятвой, что тот не похоронит его в Египте. Одна из причин этого была следующей: Яаков опасался, чтобы египтяне, склонные к идолопоклонству и почитавшие его, не сделали из его могилы предмет поклонения. Евреев Тора в этом не подозревала! Но что касается Моше Рабейну, который на глазах у всех евреев (да и неевреев тоже) совершил огромное количество чудес, почти подряд три раза пробыл на горе Синай по сорок дней без сна и пищи, а самое главное — передал нам всю Тору, — даже евреи не были защищены от опасности «обожествления» Моше. Эта опасность не актуальна именно потому, что место захоронения Моше неизвестно никому на свете, а значит, негде и поклоняться. И это еще раз показывает: еврейский народ — народ невидимого и всемогущего Б-га, Создателя всех миров, и этот народ не может обожествлять никого и ничего из созданного, даже самое главное лицо в его богатейшей истории — Моше Рабейну. Для того, чтобы его образ не затенил ни на йоту образ Творца — Вездесущего, и поэтому Недосягаемого, он «убрал» себя со сцены сразу, как только его роль была окончена. Благодаря этому мы убеждаемся также в истинности Торы — ведь какой руководитель согласился бы сознательно «самоустраниться», если бы это не было действительно волей Б-га? Интересно, что и имя Моше Рабейну не упоминается именно в той недельной главе (Тецаве), на которую выпадает день его смерти — седьмое число месяца Адар. То есть именно там, где существует опасность его чрезмерного возвеличивания, в день, который, по идее, должен был стать днем его памяти, подобно дням памяти праведников и родных во всех еврейских общинах, именно там мы не находим упоминания о нем вообще. Это как бы говорит нам: да, это человек, которого избрал Б-г для величайшей миссии во всей истории, но всё равно это — только человек, который создан Творцом. Но Сам Творец — только Один, Единственный, что мы провозглашаем дважды в день, произнося в молитве: «Слушай Израиль, Господь — Б-г наш, Господь Один (Един)».

С уважением, Яков Гельфман

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.