Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли мужчине-предпринимателю ухаживать за своей внешностью?

Темы: Борода, Красота, Скромность, Рав Яков Шуб, Стрижка, Волосы

Отложить Отложено

Доброе время суток! Скажите, пожалуйста, насколько можно мужчине за собой ухаживать? Особенно — если мужчина предприниматель в галуте? Я имею в виду выщипывать брови, подстригать усы, которые лезут в рот, брови, кстати, лезут в глаза, и прыщи и т.п.?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо, что обратились к нам. Ваш вопрос затрагивает основные аспекты запрета «ло ильбаш» — запрета мужчине носить женскую одежду и женщине — мужскую, как сказано в Торе (Дварим 22:5): «Да не будет одежды мужской на женщине, и да не надевает мужчина одежды женской; ибо отвратителен Господу, Б-гу твоему, всякий делающий такое». Поэтому для начала давайте обратимся к этим понятиям.

В Торе прямым текстом говорится только о том, что мужчине запрещено надевать женскую одежду, но на самом деле запрет гораздо шире и распространяется на использование женских аксессуаров и применение различных методов, с помощью которых женщины делают себя более привлекательными. В частности, в Талмуде (Назир 59а) и Шулхан Арухе (Йорэ Дэа 182:1) сказано, что мужчине запрещено сбривать волосы подмышками и в паху, поскольку женщины обычно делают это для красоты.

При этом у данного запрета имеются свои рамки, например, сбривать волосы будет запрещено, если так поступают только женщины, если же в определенной местности так поступают и мужчины, это не является «женским методом» и, соответственно, мужчина, сбривая волосы, не нарушает запрет (Шулхан Арух 182:1) А по мнению Рамо в таком случае мужчине даже изначально разрешено сбривать волосы без проблем.

Кроме того, чтобы знать, действует ли запрет в том или ином случае, необходимо знать, с какими намерениями мужчина пользуется «женскими методами». Запрет действует, только если мужчина делает это для того, чтобы украсить себя. Если же это делается с другими намерениями, например, в медицинских целях или при проблемах с кожей, когда волосы причиняют страдания, то не запрещено сбривать их (Шулхан Арух 182:4).

Более того, один из ришоним (ранних комментаторов), Мордехай, в своем комментарии (327) на трактат Шабат Вавилонского Талмуда пишет: даже если, например, у человека избыток волос на руках, отчего он стесняется и неловко чувствует себя перед другими, разрешено их сбрить. Поскольку в данном случае это делается не с намерением украсить себя.

Теперь, рассмотрев общие принципы, давайте перейдем непосредственно к Вашим вопросам. Поскольку уход за бровями является чисто «женским методом» и не принят у мужчин, если мужчина ухаживает за бровями для красоты, это будет запрещено. Однако если речь идет об избытке волос, из-за чего он стесняется и неловко чувствует себя перед другими людьми, это разрешено. И, кроме того, у женщин уход за бровями не ограничивается только удалением волос, а включает придание бровям определенной формы. А мужчину в данном случае интересует только удаление лишних волос, поэтому это не может считаться чисто «женским методом» и не запрещено (Оэль Яаков 1:11).

Что касается подрезания усов, которые мешают есть, к нему этот запрет никак не относится, поскольку широко распространено, что мужчины бреются. (Понятно, что бриться можно только разрешенным способом, например, электробритвой или специальной мазью). Более того, усы, которые мешают есть, подрезают не для красоты, а с чисто практическими целями, поэтому это разрешено даже в сфират а-омер и бейн а-мецарим, когда принято не стричься и не бриться.

Что касается других методов ухода за собой, то стоит поступать в соответствии с упомянутыми общими принципами.

Понятно, что в деятельности предпринимателя внешний вид играет не последнюю роль. Кроме того в зависимости от местности меняются также и нормы ухода за собой, и требования, предъявляемые к внешнему виду человека.

При этом не стоит забывать, что Всевышний неспроста создал всех людей с различной внешностью и наделил их различными способностями. Поэтому не стоит прилагать чрезмерные усилия в погоне за «голливудскими стандартами», достаточно просто выглядеть достойно и при этом жить в гармонии с собой.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.