Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Хотим подарить на Пурим пирог на красивом подносе. Как заранее окунуть поднос в микву?

Темы: Окунание посуды, Пурим, Подарки, Рав Яков Шуб, Мишлоах манот, Подарки друзьям на Пурим

Отложить Отложено

Уважаемые раввины, на праздник Пурим, чтобы выразить признательность, мы хотим подарить преподавателю нашего сына в хедере бутылку вина и красивый стеклянный поднос, а на него положить пирог в качестве мишлоах манот («присланного угощения») на Пурим. Чтобы не утруждать его, хотели заранее окунуть поднос в микву, как положено, но не совсем знаем, как это правильно сделать. Помогите, пожалуйста.

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо, что обратились к нам. Чтобы ответить на Ваш вопрос, давайте вспомним некоторые основные законы окунания посуды.

В Талмуде (Авода Зара 75 б) говорится, что необходимо окунать в микву посуду, предназначенную для приготовления или приема пищи, если эту посуду еврей приобрел у нееврея. По Торе мы обязаны окунать металлическую посуду. Постановление мудрецов — окунать и стеклянную посуду тоже. Перед окунанием произносят соответствующее благословение.

Ранние комментаторы (ришоним) подчеркивают, что окунать нужно именно посуду, предназначенную для употребления пищи. Они приводят пример: если человек купил нож не для того, чтобы использовать его как столовый прибор, а для разрезания клафа (обработанной кожи для написания тфилин, мезузот и т.п.), то такой нож окунать не надо (Агаhот Ашри, Исур ве-Этер Арох).

Раби Йосеф Каро в своем комментарии Бейт Йосеф (Йорэ Дэа, 120) пишет, что, даже если человек не использует посуду для других целей, а просто купил ее, например, на продажу, ее тоже нет необходимости окунать.

Современные галахические авторитеты на основании этого комментария приходят к выводу, что посуду, которую купили, чтобы подарить, также нет необходимости окунать: ведь, пока ее не подарили, она считается подарком и не предназначается для употребления пищи (Тшувот ве-Анhагот 1:452, Твилат Келим). Кроме того, даже если человек окунет такую посуду, окунание не засчитывается (Таз, Йорэ Дэа 120:10, Хатам Софер). Получается, что обязанность окунуть посуду возлагается на того, кто получит ее в подарок и будет использовать для употребления пищи.

Тому, кто все-таки хочет освободить получателя подарка от необходимости окунать посуду, советуют поступить так: попросить другого человека, чтобы он поднял эту посуду (заха) с целью сделать ее собственностью получателя подарка. Теперь, когда эта посуда уже является собственностью получателя, ее можно будет окунуть как обычно, с благословением, а потом подарить.

Правда, стоит отметить: этот «патент» работает, только если есть высокая вероятность, что получатель действительно будет использовать эту посуду для употребления пищи, а не захочет подарить ее кому-то еще, что нередко случается, тем более, когда посылают подарки на Пурим. Ведь в таком случае даже получателю посуда послужит не для пищи, а станет таким же подарком, предназначенным кому-то другому, и ее нет необходимости окунать. Получается, что, если, например, родители дарят детям на свадьбу посуду, они могут воспользоваться этим «патентом», т.к. есть большая вероятность, что молодожены не передадут подарок дальше. Ведь, когда родители приедут в гости, они обязательно поинтересуются, где дорогой подарок, который они подарили. Понятно, что в таком случае необходимо уведомить получателя о том, что посуду уже окунули.

Вопрос гораздо сложнее, когда в качестве мишлоах манот хотят подарить, как Вы, пирог, положив его на красивый поднос, который также будет подарком. Ведь, с одной стороны, поднос является подарком, с другой — на него уже кладут пирог и используют как посуду для пищи.

Похожая ситуация обсуждалась в Галахе: как поступить, если человек хочет порезать пищу ножом, который предназначен у хозяина для разрезания клафа. По одному мнению, раз сейчас нож используется для нарезания пищи, даже только один раз, его необходимо окунуть (Исур ве-Этер 58:89). По другому мнению, раз в основном этот нож используется для клафа, то нет проблемы использовать его для пищи не на постоянной основе (При Хадаш, Йорэ Дэа 120:17). Рамо (Йорэ Дэа 120:8) приводит первое мнение. Соответственно можно было бы предположить, что и в нашем случае, прежде чем положить пирог на поднос, поднос необходимо окунуть.

Однако не все с этим согласны. Ведь в данном случае, во-первых, не только сам поднос, но и пирог считается подарком. Кроме того, чтобы подарить пирог, можно было бы использовать и одноразовый поднос, как обычно, а то, что Вы хотите положить пирог именно на стеклянный поднос, говорит о том, что поднос продолжает сохранять статус подарка. Поэтому вполне возможно, что в данном случае, когда пирог кладут на поднос, это еще не считается использованием подноса для пищи. И, соответственно, его не надо окунать.

Поскольку однозначного ответа нет, можно предложить три пути, чтобы избежать проблем.

1. Если существует высокая вероятность, что подарок останется у получателя (см. выше), то можно попросить другого человека, чтобы он поднял поднос (заха) с целью сделать его собственностью получателя подарка. Теперь, когда поднос уже является собственностью получателя, его можно будет окунуть как обычно, с благословением, и затем положить на него пирог.

2. Можно завернуть пирог в отдельную упаковку и положить на поднос в упаковке, тогда это точно не будет считаться использованием подноса для пищи, поскольку он не соприкасается с пищей. Следует отметить, что положить пирог на обычную тостерную бумагу, которую используют при выпечке пирогов, недостаточно, т.к. бумага будет считаться частью подноса.

3. Можно принять решение использовать этот поднос для пищи дома, тогда его можно будет окунуть с благословением перед использованием. А после окунания реально использовать для пищи. После этого его можно будет подарить. Понятно, что в данном случае надо сообщить получателю о том, что поднос уже окунули (например, вложить записку в подарок).

Желаю вам веселого и радостного Пурима.

С уважением, Яков Шуб

Читайте на сайте: тема Подарки друзьям — Мишлоах манот

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.