Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как избавиться от амбиций, гордыни, зависти и высокомерия?

Темы: Гордость, Скромность, Еврейские качества, Исправление качеств, Рав Эльяким Залкинд, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемый Раввин. Хотела бы получить развёрнутый ответ на вопрос: как избавиться от амбиций, гордыни, чувства зависти и высокомерия? Благодарю за внимание. Н.

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемая Н.,

Представляется, что ключ к работе с подобными качествами — понимание: я не центр мироздания и ничем не лучше и не главнее другого. Может быть — любого другого творения. Да и все творения вместе взятые — ничто в сравнении с Творцом всех миров. Ведь мы не существовали прежде, чем были созданы, да и теперь, когда созданы, — ничтожно малы, и всё наше существование в этом мире — как исчезающая тень. Он же, Благословенный, — безграничен и вечен.

Прочувствовав это и продолжая размышлять об этом, нужно постараться и в повседневной жизни переключить внимание с себя — на то, что необходимо делать, и с заботы о себе — на заботу о других. Ведь нас всегда «ожидают» дела и обязанности, помощь людям, все заповеди. Думать об этом, о том, как лучше всё исполнить, помочь, порадовать. Как порадовать Того, Кто сотворил всех нас и дает нам жизнь в этом мире и столько бесценных подарков каждый день, назначил нас Своими посланниками здесь, помогает во всем и ожидает нашего успеха.

Амбиции же и гордыня расцветают, когда внешний рост, продвижение человека отстают от роста внутреннего. По-настоящему глубокому человеку — с чего быть высокомерным? Кто больше нашего учителя Моше? И Всевышний сказал о нем (Бэмидбар 12, 3): «А этот муж, Моше — скромнее всех людей, которые на земле». Потому что, чем действительно больше и глубже человек, тем выше его постижение, больше близость к Всевышнему. И ему всё яснее открывается безграничное величие Творца и собственная незначительность. В то же время растет его уважение к деяниям Всевышнего, Его замыслам и воле, а значит — и к миру, в который Он привел нас, к другим людям — душам, посланным выполнить задачу, поставленную Им, ко всем творениям и событиям в мире, к заповедям, которые Он дал нам. И тогда — где место гордыне? И, тем более, зависти? Ведь Всевышний в Своей беспредельной мудрости дал и дает каждому — всё, что необходимо и суждено именно ему.

Это — очень коротко. Подробнее можно прочесть в книгах по еврейской этике (Мусару). См. книгу Орхот цадиким («Пути праведников») на нашем сайте. Существует также запись уроков рабанит Ф. Гурфинкель по этой книге. Переведена книга Ховот а-левавот («Обязанности сердец»). И другие материалы по Мусару, многое можно найти на нашем сайте. Очень стоит читать регулярно известное письмо Рамбана (написанное его сыну) — советы о том, как обрести скромность (анава).

С уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.