Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Отвечает рав Лейб-Нахман Злотник

Дэрех-эрец — выражение мудрецов Мишны и Талмуда. Например, комментируя Пиркей Авот (2, 2) Раши, Рамбам, Рабейну Йона, Раби Овадья из Бартануры (Бертиноро) и некоторые другие объясняют, что дэрех-эрец — это ремесло, торговля и другие способы добывания пропитания. Но Меири, Яавец от имени автора Тифэрет Исраэль — рава Исраэля Лившица — объясняют дэрех-эрец как хорошие качества и мусар (этику). И в другом месте в Пиркей Авот (3, 17) под выражением дэрех-эрец понимаются, видимо, положительные качества человека. Хотя некоторые полагают, что и там речь идёт о ремесле. Интересно, что правилам нравственного поведения посвящены два трактата: Дэрех Эрец Раба и Дэрех Эрец Зута. В них говорится не о ремесле, а именно о том, как подобает себе вести. И в Талмуде дэрех-эрец означает правильное поведение (см. Брахот 22а, Шабат 114а, Хулин 84а). И в афоризме из Тана дэ-Вэй Элияу (1) «Дэрех-эрец предшествовала Торе» дэрех-эрец представляется более верным перевести как нравственное, адекватное поведение.

Позволю себе «примирить» разные значения выражения дэрех-эрец. В Талмуде (Брахот 35б) Раби Ишмаэль на основании стиха «И соберёшь ты хлеб свой» (Дварим 11:14) делает вывод, что человек должен вести себя согласно правилам дэрех-эрец. Имеется в виду, что мудрецы Торы имеют право посвящать часть своего времени заботам о пропитании. Основываясь на выводе Раби Ишмаэля, я бы предложил следующее объяснение выражения дэрех-эрец. Следует поступать так, как это считается в мире правильным, верным, адекватным, вести себя достойно. Нормальное поведение человека — зарабатывать самому себе пропитание и не надеяться на других людей или на чудо. Нормальным поведением является, когда слуга, выполнявший грязную работу, перед тем, как предстать перед господином, меняет одежду на чистую (Хулин 84а). И так объясняются все остальные случаи употребления этого выражения в Талмуде и в трактатах Дэрех Эрец Раба и Дэрех Эрец Зута. Думаю, что именно это хотел сказать Рабейну Йона в своём комментарии к Пиркей Авот — что каждый раз выражение дэрех-эрец следует понимать согласно тому, в каком контексте его используют. Но дэрех-эрец — это не мусар. Слово Мусар связано со словом лээсор — связать себя, запретить себе нечто, ограничить себя (и даже, если это доставит мучения — йисурим). То есть это работа над своими качествами, когда человек укрощает свои страсти, желания, влечения, направляя их в русло, соответствующее нормам морали. Это не просто правильное, адекватное поведение, но планомерная борьба с самим собой, строительство личности высокого уровня. И хотя для того, чтобы вести себя достойно, в соответствии с нормами общественного поведения, человек должен держать себя в определённых рамках, ограничивая свои природные влечения, всё же это больше внешнее поведение. А мусар в истинном его значении — это сущностное изменение личности, внутренняя качественная перестройка человека. То есть теоретически может быть дэрех-эрец без мусара, как, впрочем, и мусар без дэрех-эрец. Но стараться нужно, конечно, чтобы оба эти «направления» гармонично уживались в каждом из нас.

С уважением, Лейб-Нахман Злотник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.