Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Всевышний не желает, чтобы люди копили деньги и имели сбережения?

Темы: Иштадлут, Деньги, Упование, Рав Даниэль Маршальский, Ман

Отложить Отложено

В Торе в главе Бэшалах (Шмот 16) о сборе мана сказано: «И сказал Господь Моше: Вот Я дождем ниспошлю вам хлеб с небес; и выйдет народ, и соберут они сколько нужно на день в этот день, чтобы Я испытал его, будет ли он поступать по Моему наставлению или нет» / «И сказал им Моше: Пусть никто не оставит от этого до утра. 20. Но не послушали Моше, и люди оставили от этого до утра. И воскишело червями, и стало зловонным; и разгневался на них Моше». Вопросы:

1. Как относится Тора к накоплению денег?

2. Означает ли вышесказанное в Торе, что Всевышний не желает, чтобы люди копили деньги и имели сбережения?

3. Означает ли это, что все, что тебе посылает Всевышний, ты должен истратить и ничего не откладывать? А.

Отвечает рав Даниель Маршальский

Здравствуйте, А.

В наших источниках часто упоминают качество, которое должен выработать в себе каждый верующий человек, оно называется способность к «упованию».

Хазон Иш в своей книге о вере и уповании определяет это качество так: «Когда человек сталкивается с ситуацией, которая обычно воспринимается людьми как опасная, для него естественно испытывать страх перед этой природной опасностью и душевная тревога не позволяет ему вспомнить, что не случай — господин над нами и никто не может помешать Всевышнему спасти нас и воспрепятствовать Ему подготовить естественные причины, которые изменят ситуацию и устранят опасность! И в этот трудный час сдержанность и самообладание должны помочь человеку постичь, внедрить в своё сердце известную истину: всё, что происходит с ним, — не злой произвол случая, но всё — только от Всевышнего, будь то к добру или (как нам кажется) нет. И вера эта, укореняясь, изгоняет страх и даёт твердость и силы верить в спасение, верить, что в переживаемой трудной ситуации возможность благополучного исхода больше, чем неблагополучного! И подобная вера называется упованием на Всевышнего… Человек, уповающий на Всевышнего, проявляет это и в характере усилий, которые он прилагает для своего спасения. Всем людям свойственно стараться что-то предпринять в тяжёлой ситуации, но такой человек, вместо того, чтобы бегать за влиятельными людьми и изыскивать всякие другие средства, которые не принесут пользы, тщательно проверяет свои дела и обращает сердце к раскаянию и возвращению ко Всевышнему, к молитве и благотворительности, чтобы отвратить от себя грозное предопределение… Хотя упование на Всевышнего — это обязанность, относящаяся к сердцу человека, и из неё вытекают практические заповеди, такие, например, как необходимость воздерживаться от действий, направленных против другого человека. Тем не менее у обязанности упования есть ещё аспекты, с которыми связано ограничение усилий, разрешенных человеку в материальной сфере. Иногда такие усилия или определённые методы в рамках этих усилий запрещены. Мы обязаны продумывать заранее все свои действия — согласуются они с упованием или нет».

У упования нет определённых границ, каждый человек сам устанавливает их для себя. Но стремление каждого еврея должно быть направлено на самосовершенствование в этом. Пишет рав Йосеф-Юзл Горовиц (в народе более известен как Саба — Дедушка — из Новардока): «И в этом суть наказания за то, что человек опирается на “объективные причины” и внешние обстоятельства. Они не только не приближают человека к предмету его стремлений, но лишь отдаляют от него… И это основа пути упования, обязывающая каждого: не переживать о завтрашнем дне с его заботами».

Иногда человек, откладывая деньги на «чёрный день», действительно проявляет недостаточность своего упования. Однако важно заметить: это не означает, что следует транжирить деньги. Человек должен стремиться к скромному образу жизни. Приобретать то, что ему требуется для жизнедеятельности, и не гнаться за приумножением достояния и имущества. Поэтому, если заработок позволяет ему и откладывать определённые средства на будущее, и вести полноценную и скромную жизнь, не ущемляя себя, то он может откладывать эти средства. Но если он жестко ограничивает себя или семью, не приобретая нужного и необходимого для жизни, чтобы отложить на «тяжёлые времена», то его можно отнести к категории людей неверующих.

Чтобы глубже понять эту тему, очень рекомендую прочесть книгу «Вера и упование» раби Авраама-Йешайау Карелица (более известен как Хазон Иш), а также книгу «Уровень человека» раби Йосефа Горовица, часть «Пути упования».

С уважением, Даниэль Маршальский

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.