Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как иудаизм относится к изучению научных дисциплин?

Темы: Тора и наука, Религия, Рамбам, Даниэль Маршальский

Отложить Отложено

Шалом! У меня такой вопрос: если изучение и исполнение Торы и других священных книг в соответствии с еврейским мировоззрением является основным занятием и целью человеческой жизни, то какое отношение иудаизм имеет к учебным заведениям и учебным программам, которые далеки от духовности, которые рассматривают и преподают науку отдельно, без признания Б-га высшей движущей и оживляющей силой всего сущего? И, вообще, нужны ли человеку знания в научной области? С уважением, А.

Отвечает рав Даниель Маршальский

Здравствуйте, А.

Очень часто люди не осознают различия в целях науки и религии. Поэтому им кажется, что наука, представляемая атеистами, не совместима с религией.

Но это не так. Религия и наука занимаются совершено разными аспектами познания реальности. Дело в том, что подход самой науки к исследованию явлений в своё время претерпел изменение. Если в период Аристотеля наука исследовала, какова «цель» того или иного явления (яблоко падает вниз, потому что стремится к среде своего создания), то сегодня она стремится объяснить всё происходящее в соответствии с принципом причинности (яблоко падает вниз из-за силы притяжения). Религия же продолжает исследовать «цель» событий.

Приведу пример: раввин и академик наблюдают, как некий автомобиль перемещается из пункта А в пункт Б. Вопрос: почему автомобиль движется по направлению к пункту Б? Раввин ответит: потому, что там живёт семья водителя и он едет их навестить. Академик же ответит: водитель жмёт на педаль газа и таким образом задействует процесс, который в результате приводит к движению автомобиля. Они оба совершенно правы и не спорят друг с другом. Просто смотрят на происходящие под разным углом. В этом и заключается различие между религией и наукой. Религия изучает, в чем состоит желание Творца и каковы наши обязанности перед Ним. Как правильно выполнять Его волю. Наука изучает, КАК именно воля Творца осуществляется в нашем мире.

Возьмём, к примеру, эпидемию чумы, которая охватила Европу в 14 веке, так называемую «чёрную смерть». Почему эта эпидемия привела к гибели трети человечества? На этот вопрос будет два ответа. Наука, очевидно, ответит: постоянный голод и недоедание, низкий уровень личной гигиены приводили к ослаблению иммунной системы жителей Европы, что и явилось причиной столь быстрого распространения эпидемии. Религия скажет: вероятно, так оно и было, но нас будет интересовать другой вопрос — почему Всевышний подверг людей такому наказанию? Как мы видим, при современном подходе науки (отвечающей на вопрос «как?»), религия и наука не спорят между собой, они смотрят на вещи с разных сторон.

Рамбам, отвечая на письмо рава Йонатана из Люнеля (см. Игрот а-Рамбам —Письма Рамбама) пишет, что он относится к науке как к своей рабыне. То есть —использует в своих целях (для изучения Торы). Надо заметить, что Рамбам жил в период, когда Аристотель считался единственным научным источником, на его выводы ориентировались все. В тот период наука и религия находились «в состоянии войны», так как обе подходили к исследованию явлений с точки зрения их «цели», и это вызывало немало споров (яблоко падает вниз по желанию Творца или потому, что стремится вернуться к среде своего создания?). В наше время всё проще, так как нет спора между подходами религии и науки (яблоко падает по желанию Творца согласно законам гравитации, или можно сказать, что Творец использует созданную Им силу притяжения для того, чтобы яблоко упало вниз).

Религиозный человек использует в своей жизни то, что достигнуто с помощью науки, так же, как и нерелигиозный человек. Оба при высокой температуре принимают лекарства, оба используют электричество, связь, транспорт, я отвечаю на Ваш вопрос, используя компьютер. Наука — важная часть нашей жизни, без которой было бы очень сложно существовать. С её помощью можно спасать человеческие жизни, решать сложнейшие проблемы и вести удобный для нас образ жизни. Но наука — не религия! Она не может отвечать на вопросы религии, так как это не её сфера.

Многие ученые принимают на себя исполнение религиозных обязанностей, и им это не мешает в научных исследованиях. Рамбам, Рамбан, Ралбаг и почти все наши мудрецы, жившие в средневековье, были врачами, философами, инженерами и т.д.

Если мы осознаём различие между этими двумя подходами, то видим, что они никак не мешают друг другу.

С уважением, Даниэль Маршальский

Читайте:
Тема Иудаизм — еврейская религия. Сущность и цель Иудаизма
Тема Религия. Взгляд Иудаизма
Тема Тора и наука

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.