Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что сказано в Торе о борьбе с эгоцентризмом, когда не замечаешь людей вокруг себя?

Темы: Исправление качеств, Рав Яков Гельфман, Самосовершенствование, Любовь к ближнему

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемый рав! Вопрос такой: что сказано в Торе о борьбе с эгоцентризмом (когда не замечаешь людей вокруг себя)? Как научиться помогать людям так, чтобы это было приятно им, а не себе? С уважением, С.

Отвечает рав Яков Гельфман

Уважаемая С.!

Один из величайших принципов Торы это «люби ближнего как самого себя» (Ваикра 19, 18). Самый близкий ученик Виленского Гаона, раби Хаим из Воложина, сказал, что человек создан, чтобы приносить пользу другому. А один из великих мудрецов предыдущего поколения, раби Авраам-Йешаяу Карелиц, «Хазон Иш», на вопрос, к чему надо стремиться в жизни, ответил: «Прожить жизнь, не причинив никому даже малейшего страдания».

Мне кажется, в этой борьбе в первую очередь нам помогает еврейское мировоззрение: мир создан совершенным Творцом. Когда человек начинает задумываться над тем, что он создан, он начинает понимать, что и другой — тоже создание Творца и, соответственно, надо с ним считаться. Бен-Азай, современник Раби Акивы, сказал, что в словах Торы «это родословие человека: в день сотворения Б-гом человека по подобию Б-га Он создал его» (Бэрейшит 5, 1) содержится ключ к пониманию большинства заповедей Торы. Объяснение этому я слышал такое: так как человек — творение рук Всевышнего и создан по образу Его, мы обязаны с благоговением относиться к любому человеку хотя бы по этой причине.

Но как этого добиться? Видимо ответ — в тех же словах Торы: «…люби ближнего как самого себя». Предписано не просто любить ближнего, а как самого себя. То есть, действительно, почти невозможно считаться с другим, но, когда мы проводим параллель с собой, когда думаем: а каково мне было бы в этой ситуации? — начинаем иначе относиться к окружающим. Это подкрепляется также принципом мера за меру: ведь мое отношение к окружающим в конце концов бумерангом вернется ко мне же.

Уместно привести здесь открытие рабби Исраэля Бааль-Шем-Това: поскольку все, что происходит со мной, определено на Небесах, значит, оно происходит не случайно, а послано с какой-т целью. В чем же цель? Научить меня. Когда я вижу неадекватное отношение к себе, я думаю о том, как бы я хотел, чтобы повели себя в этой ситуации по отношению ко мне, и как бы я повел себя в похожей ситуации по отношению к другому. Постоянная тренировка сознания в этом направлении поможет нам начать замечать и выявлять свои промахи по отношению к другим и исправлять их и разовьет нашу чуткость к людям.

С уважением, Яаков Гельфман

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.