Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В Торе сказано как-то так: «Если кто-то видел чужой грех и не остановил, Б-г спросит с него за его кровь»?

Темы: Грех, Ответственность, Упрек, Овадья Климовский, Любовь к ближнему

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемый Рав. Меня интересует вопрос, в Торе… как-то сказано: «Если кто-то видел чужой грех и не остановил, Б-г спросит с него за его кровь» или около того. Как сказано точно? Где это находится? Как это следует понимать? К кому относится? Можно коротенький пример? Заранее благодарен, И.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый И.!

Спасибо за Ваш вопрос. Это весьма интересное место в Торе, в знаменитой главе Кдошим — «Святыми будьте». Рассмотрим один из аспектов святости. Там (Ваикра 19:17) написано следующее: «Не ненавидь брата своего в сердце твоем; увещевай, увещевай ближнего твоего, и не понесешь за него греха». Простое понимание текста: следует упрекать ближнего, не допуская, чтобы он согрешил. А если человек не удержал другого от греха (разумеется, если это было возможно), он тоже будет наказан за этот грех. Мы видим, что этот закон связан с предыдущим, в том же стихе — «не ненавидь» (в Торе различные темы никогда не оказываются рядом «случайно»). Мы привыкли понимать сина — ненависть — как сильное чувство, эмоцию. Здесь Тора показывает, что сина включает в себя и равнодушие (так я слышал от одного из руководителей ешивы Мир, моего учителя рава Ицхака Эзрахи, в другом контексте). Когда человек спокойно наблюдает за тем, как другой падает, совершая грех, и не пытается предотвратить падение, он демонстрирует свою нелюбовь к этому человеку. И, если задуматься, это вполне понятно: ведь подобное равнодушие в случае физической опасности было бы всеми истолковано как преступное равнодушие — читай ненависть к человеку. Когда человек грешит, окружающие иногда склонны прятаться за «либерализмом»: мол, его право вести себя так, как он хочет. Да и неприятности никому не нужны… Настоящей же подоплекой зачастую является, к сожалению, или равнодушное отношение к человеку, или попросту недостаточная уверенность в том, что поступок этого человека может ему навредить, т.е. определенное недоверие к Торе.

Однако не будем торопиться осуждать людей, ибо здесь имеется и еще один, весьма важный, аспект. Мудрецы читали этот стих так: «Увещевай ближнего так, чтобы не понести из-за него греха» — то есть, увещевай его мягко, по-дружески. Кстати, если человек почувствует искреннюю заботу о себе, а не желание «уесть», он лучше воспримет упрек. Но Тора здесь говорит вот о чем: не вгоняй его в краску своими упреками, тем более, публично. Прилюдно опозорить человека — одно из самых осуждаемых Торой нарушений, но и обидеть наедине — ничего хорошего, поэтому следует быть очень осторожным, увещевая других. В рамках данного ответа мы не можем изложить все законы, регулирующие эту область, только напомним, что, как и любые другие, они требуют тщательного изучения. Иначе мы, как случается с неграмотными в Торе людьми во многих ситуациях, будем блуждать в тумане — промолчим, когда нужно было бы сказать человеку что-то, что удержало бы его от падения, или скажем что-нибудь лишнее, когда следовало бы промолчать, или скажем не так, как это нужно было бы сказать.

С уважением, Овадья Климовский

Читайте обзор по теме Грех и наказание

Материалы по теме

Как был сформирован еврейский календарь?

Рав Овадья Климовский

Как сложился еврейский календарь?

Где можно пройти нормальный гиюр, без фанатизма?

Рав Ашер Кушнир

Почему я должна быть похожа на ортодоксов?

Золотое правило иудаизма

Раби Йосеф Герц

Разъяснение заповеди о любви к ближнему: это определение относится и к тем, кто принял гиюр, присоединился к еврейскому народу, верит в единого Б-га и соблюдает законы Торы.

Береги свою речь. Как не слушать лашон-ара?

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Группа сослуживцев увлеченно обсуждает какую-то занимательную тему. Мимо проходит Александр Швицер, который отлично знает, что скорее всего те занимаются злословием. Но любопытство перетягивает. Он подходит к группе, говоря про себя: "Просто интересно послушать, о чем они болтают. Но их сплетням я верить не намерен!"


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.