Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли носить одновременно шерстяное и льняное?

Темы: Шаатнез, Запреты, Одежда, Лейб Нахман Злотник

Отложить Отложено

Шалом, квод а-Рав! Мой вопрос касается смеси шаатнэз. Можно ли носить одновременно шерстяное и льняное? Например, у меня есть льняной шарфик (60% льна). Можно ли надеть его, если на человеке в то же время, к примеру, надеты шерстяные носки? Благодарю заранее за ответ.

Отвечает рав Лейб-Нахман Злотник

Здравствуйте!

По этому вопросу мало материалов на русском языке, поэтому хотел бы немного шире рассмотреть эту заповедь, а не просто ограничиться ответом на Ваш вопрос.

Тора запрещает евреям носить или даже просто накидывать любую одежду, в состав которой входят одновременно шерстяные и льняные волокна, как сказано: «И одежды, сделанной из шаатнэза, не будет на тебе» (Ваикра 19:19), «Не одевай шаатнэз — шерсть со льном вместе» (Дварим 22:11).

В Торе перечислено несколько разновидностей «смесей», которые запрещены. Запрещено варить мясо с молоком, употреблять в пищу продукт такой варки, а также извлекать из него какую бы то ни было пользу. Существует три запрета скрещивания растительных культур: кил-эйа-зраим, кил-эйа-керэм, кил-эйиланот. Запрет кил-эйа-зраим — это запрет сеять вместе или даже поблизости друг от друга два или более вида злаков, овощей, бобовых, зелени и специй. Кил-эйа-кэрем — запрет сеять даже один из видов специй, зелени, злаков, бобовых или овощей вблизи виноградной лозы, и, наоборот, сажать виноградную лозу поблизости от перечисленных культур. Кил-эйиланот — запрет скрещивать между собой разные виды плодовых деревьев, а также плодовое дерево с неплодовым деревом. Запрещено скрещивать животных разных видов. Запрещено пахать, если в плуг запряжены вместе бык с ослом. В книге Зоар сказано, что, смешивая различные виды, человек нарушает гармонию Высшего Замысла, тем самым умаляя величие Царя всех царей. Великий знаток Торы, рабейну Бахья, пишет, что соблюдение заповедей о разделении различных видов несёт благополучие и мир, а их нарушение приводит к распрям. Когда Тора говорит: «И шаатнэза да не будет на тебе», следует понимать это, как «Злой силой не будешь ты опутан». Великий каббалист Менахем Реканати пишет, что шаатнэз — это сочетание двух слов: сатан (в переводе не нуждается) и аз — «напористый», «мощный». Другими словами, это мощная сила нечистоты. Великий знаток Торы, рав Йехезкель Сегаль Ландау, автор книг Нода би-Йеуда и Циюн лэ-НэфешХая (ЦЛаХ), пишет в книге Драшот: «Если человек проведёт в одежде, содержащей шаатнэз, всего один день, его молитвы не смогут достичь Небес в течение сорока дней». «Долголетие, благополучие и успех и в этом, и в будущем мире ждут того, кто не нарушит этот запрет, — пишет автор книги Пнэй Закен. — Такой человек обязательно воспитает достойное потомство».

Коснемся вкратце некоторых законов и некоторых моментов, связанных с данными запретами Торы.

Шаатнэз — это смесь шерсти и льна. Причём шерсть, о которой идет речь в связи с данным запретом, — исключительно овечья (неважно, самцов или самок), поэтому смесь льна с любым другим видом шерсти (верблюжьей, козьей, заячьей) — разрешена. Любой вид, кроме шерсти, разрешено смешивать со льном. Существует несколько мнений галахистов по вопросу о том, при каком смешении шерсти и льна происходит нарушение Торы. Вкратце можно заключить, что либо по Торе, либо по специальному постановлению мудрецов шаатнэзом считается:

а) ткань, в которую одновременно входят шерстяные и льняные нити, причём одна нить льна делает запрещенной для использования всю шерсть, а одна шерстяная нить может сделать запрещенной всю льняную одежду;

б) два вида материи — шерстяная и льняная, — соединённые любым способом: сшитые, склеенные, скрепленные булавкой;

в) шерсть, соединённая с каким-либо материалом, который, в свою очередь, соединён со льном;

г) шерсть и лён, связанные узлом, в том числе — когда они лежат в одной упаковке и один из видов невозможно вынуть из упаковки, не развязывая узла; и, конечно, если шерстяная и льняная нити связаны вместе.

Нарушение происходит всё время, пока человек одет в одежду, содержащую шаатнэз. Если обнаружилось, что одежда содержит шаатнэз, её необходимо немедленно снять, даже если это произошло в общественном месте.

Хотя сегодня очень распространены синтетические волокна, такие, как вискоза, акрил, полиэстер и другие, во всём мире также широко используют шерсть, лён, а также их смеси. Согласно статистике, от 60 до 70% одежды в Западной Европе содержат шаатнэз. В Австралии и ЮАР — около 55%; в Восточной Европе — от 30 до 40%; в США — около 25%. В Израиле количество одежды, содержащей шаатнэз, составляет 15%. Мужские костюмы, изготовленные в Италии и Германии, в девяноста случаях из ста содержат шаатнэз.

Льняную нить из-за её высокой прочности часто используют для подшивки, крепления пуговиц, крючков, молний, в подкладках, в наплечниках. По свидетельству специалистов, в пиджаке (мужском или женском) существует 52 места, где может встретиться шаатнэз, а в брюках таких мест, как минимум, 15.

Определить наличие шаатнэза по внешнему виду вещи не представляется возможным. Поэтому необходимо пользоваться услугами специальной лаборатории, которая осуществляет эту весьма сложную и многоплановую проверку, включающую в себя химический анализ. Человек, осуществляющий подобную проверку, должен пройти специальную профессиональную подготовку. В этом вопросе запрещено полагаться на мнение портного или, тем более, продавца. На бирках с данными о составе одежды нет полной информации обо всех видах материаа, из которых она изготовлена. В них обычно не указывают вид нити, с помощью которой изготовлена подшивка, подкладка, наплечники, а также вид нити, которой пришивали пуговицы, застёжки, украшения. Согласно установленным правилам, о материале, содержание которого составляет меньше 5% от общего объёма всей ткани, не обязаны сообщать потребителю.

Торой запрещено носить одежду, содержащую шаатнэз, а также укутываться, накрываться такой одеждой или набрасывать её сверху. Специальным постановлением мудрецов было запрещено также пользоваться постельным бельём, коврами, полотенцами, занавесями, мебелью с матерчатой обивкой, в состав которых входит шаатнэз.

Перед тем, как надеть ту или иную одежду или начать пользоваться теми предметами обихода, в которых может встретиться шаатнэз, следует удостовериться в их кошерности. Иногда на одежде и предметах обихода есть специальное удостоверение о том, что они прошли проверку на шаатнэз. Это широко распространено в местах, где живут религиозные евреи. Нужно только убедиться, что удостоверение не поддельное и что его выдала авторитетная организация, на которую можно положиться. Если такого удостоверения нет, то одежду или другой предмет, с которым может быть подобная проблема, необходимо сдать в специальную лабораторию по выявлению шаатнэза. Приведём перечень (неполный) предметов, для которых необходима, желательна или не требуется подобная проверка.

Необходимо проверять:

а) мужские и женские костюмы;

б) верхнюю одежду — шубы, пальто, куртки;

в) меховые шапки;

г) мебель, обитую тканью.

Желательно проверять:

а) свитера и кофты, в состав которых входит шерсть, а также такие, на которых есть вышивки и аппликации;

б) любую одежду из Восточной Европы, России и Украины;

в) отрезы ткани;

г) плотные шторы;

д) блузы, сорочки и рубашки с вышивкой;

е) халаты, в состав которых входит шерсть;

ж) фуражки и кепки;

з) обувь, в состав которой входит шерсть и которая прошита нитью;

и) домашние тапочки;

к) брюки, юбки и плащи с подкладкой;

л) шерстяные ковры и одеяла;

м) спальные мешки.

Нет надобности проверять:

а) сумки;

б) ковры не из шерсти;

в) автомобильные сидения;

г) современные матрасы;

д) кожаные ремни;

е) галстуки, подтяжки и носки;

ж) обувь, не имеющая швов;

з) пижамы, рубашки и сорочки, изготовленные из хлопка или синтетики и без вышивки;

и) перчатки;

к) свитера и кофты, полностью изготовленные из синтетической ткани;

л) бельё;

м) тонкие занавески.

Гобелены могут иметь льняную основу и вышивку из шерстяных нитей. Если гобелен служит только для украшения интерьера, в нём может быть шаатнэз. А если его используют в качестве постельного белья, для подушек или покрывала, то его следует проверять. На бинты и медицинские повязки запрет шаатнэза не распространяется.

Одежду, в которой есть шаатнэз, запрещено примерять. Нарушение происходит мгновенно. Даже одежда, которая не по размеру и росту, запрещена, если в ней есть шаатнэз. Такую одежду запрещено держать в доме, если существует опасение, что её оденет еврей. Вещи, содержащие шаатнэз, разрешено продавать нееврею, но только в случае, когда можно быть уверенным, что он, в свою очередь, не перепродаст их еврею. Шаатнэз запрещён также в детской одежде. Запрещено застилать детскую кроватку постельным бельем, содержащим шаатнэз.

Теперь, наконец-то, обратимся к Вашему вопросу — разрешено ли носить одновременно шерстяную и льняную одежду. Многие раввины считают, что не следует надевать шерстяную одежду поверх льняной и наоборот. В особенности, если невозможно снять нижнюю одежду, не снимая верхней. Например, шерстяной свитер и льняной пиджак, одетый сверху. Однако если оба предмета туалета надевают таким образом, что один из них не оказывается поверх другого, нарушения не происходит. Даже Хазон Иш, который в порядке устрожения не надевал шерстяные носки, если его обувь была прошита льняной нитью, не считал, что в Вашем случае существуют какие бы то ни было ограничения.

С большим уважением, Лейб-Нахман Злотник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.