Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему евреям запрещено ненавидеть египтян?

Темы: Ненависть, Гер, Египет, Благодарность, Овадья Климовский, Моав, Амон

Отложить Отложено

Я уже спрашивала, но ответ мне был не совсем непонятен. Почему евреям запрещено ненавидеть египтян? Алла

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемая Алла!

Ненавидеть нам вообще не следует никого, кроме явных врагов Всевышнего, как сказал царь Давид: «Ведь ненавидящих Тебя, Господи, ненавижу я и с восстающими на Тебя ссорюсь!» (Теилим 139:21). Большинство остальных упоминаний ненависти в Танахе (со стороны Всевышнего или праведных людей) относятся не к людям, а к творимому ими злу.

Что касается египтян, Тора предписывает нам: «Не гнушайся эдомеянином, ибо он брат твой; не гнушайся египтянином, ибо пришельцем был ты в земле его» (Дварим 23:8). Имеется в виду — нельзя заявлять, что запрещено вступать в брак с прозелитами из египтян (пока они не являются прозелитами, это запрещено «на общих основаниях» — вступать в брак с неевреями вообще), как запрещено с прозелитами из Аммона и Моава, потому что эти народы проявили неблагодарность по отношению к народу Израиля. Их прародитель Лот в свое время был спасен из горящего Сдома только благодаря заслугам своего дяди Авраама, прародителя евреев. А еще до этого Авраам пошел войной на царей, враждебных Сдомской коалиции, тоже ради спасения Лота из плена. Тем не менее, потомки Лота не только не вышли с хлебом и водой навстречу евреям, когда те шли из пустыни в Землю Кнаан, они еще и наняли колдуна Билама, чтобы он проклял евреев. Поэтому их потомкам, даже если они перешли в еврейство (это допустимо), не позволяется полностью слиться с общиной Израиля.

Мудрецы объясняют: хотя у нас есть веские причины запретить это и египтянам, предки которых бросали в Нил еврейских младенцев[1], Тора предписывает не делать этого, а принимать их, выждав два поколения. Объясняется это тем, что в свое время, когда евреи страдали от голода в Земле Кнаан, они получили убежище и пищу в Египте.

Думаю, отсюда можно сделать вывод: наше отношение к потомкам народов, враждовавших с народом Израиля, должно строиться не на личных чувствах обиды и мести (ведь в этом случае мы должны были бы максимально отстраняться именно от египтян и эдомитян, ведь Аммон и Моав не враждовали с нами на протяжении многих лет, а только однажды проявили черствость — их можно было бы и не отталкивать за это), а на том, что правильно для развития качеств нашей души. Аммон и Моав проявили неблагодарность и, более того, пытались погубить народ Израиля духовно, подослав к нему девушек, склонявших евреев к идолопоклонству. Поэтому от них следует отдалиться.

При этом Торе важно, чтобы мы проявили благодарность по отношению к египтянам, «укоренив» таким образом в себе это качество. Ведь говоря «спасибо» другу за сделанное им доброе дело, человек не очень тяжело работает над развитием качества благодарности, так как это естественно. Другое дело — найти в себе силы ощутить благодарность по отношению к тому, кто однажды помог человеку, а потом годы подряд третировал его.

С уважением, Овадья Климовский


[1] Это же относится и к Эдому, потомки которого причиняли страдания евреям, однако причина, по которой Тора не велит отталкивать их, иная, чем в случае с египтянами.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.