Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как быть с плохим влиянием и окружением?

Темы: Общение, Самосовершенствование, Зеев Гершензон

Отложить Отложено

Здравствуйте. Скажите, как быть с плохим влиянием и окружением? Как вести себя, если рядом поступают плохо и это меня тоже склоняет к греху? Пожалуйста, ответьте подробно! Спасибо.

Отвечает рав Зеев Гершензон

Здравствуйте,

Ваш вопрос достаточно подробно разбирает Рамбам в книге Мишне Тора[1]:

Человек сотворён таким образом, что в своём мировоззрении и поступках он берёт пример с друзей и близких и ведёт себя так же, как ведут себя люди там, где он живёт.

Поэтому человеку следует тесно общаться именно с праведными людьми и постоянно находиться рядом с мудрецами — чтобы брать с них пример. И следует отдаляться от злодеев, путь которых — тьма, чтобы не начать поступать как они. Царь Шломо (Соломон) сказал об этом[2]: «Идущий с мудрецами — станет мудрее, а тот, кто дружит с глупцами, — сокрушен будет».

Поэтому, если человек находится в месте, обычаи которого дурны и жители которого не идут прямыми путями, следует ему перебраться туда, где живут праведные люди, поступающие достойно. А если обычаи всех известных ему мест не достойны, как в наше время (пишет Рамбам уже почти 900 лет назад!), или он не может перебраться туда, где добрые обычаи, из-за болезни или расстояния, то лучше ему пребывать в одиночестве (избегая дурной компании). А если злодеи и грешники там, где он живёт, не оставляют его в покое и не дают жить там тому, кто ведёт себя иначе, чем они, — то лучше ему отправиться в пещеры и пустыни, чем идти путём грешников!

Из этих слов величайшего еврейского мудреца можно извлечь несколько уроков:

Во-первых, он учит нас, что зло, причиняемое душе человека общением с людьми, которые ведут недостойный образ жизни, и их влияние — настолько велики, что лучше предпочесть уединение в пещерах и пустынях (!!!)[3], чем оставаться с ними в контакте! Надо приложить любые усилия, чтобы этого зла избежать.

Во-вторых, Рамбам объясняет нам, что такова природа человека — брать пример с других. Точно так же, как природа спички — если ею чиркнуть о спичечный коробок — зажечься! Даже если человек думает, что он сможет выстоять и не уподобиться своему окружению, — это невозможно. Рамбам даже не рассматривает такую возможность, не предлагает нам способы и ухищрения для того, чтобы выдержать это испытание!

Поэтому посоветовал бы Вам, во-первых, максимально сократить общение с теми людьми, пример которых является для Вас «заразительным». Во-вторых, постараться поддерживать знакомство и постоянный контакт, дружбу с праведными людьми, живущими по законам Торы, у которых можно почерпнуть жизненную мудрость, с которых можно брать пример. Даже в том случае, если за это придется заплатить определённую цену[4] или сменить место жительства — переехать в Израиль.

С уважением, Зеев Гершензон


[1] Раздел הלכות דעות, глава 6.

[2] В Мишлей 13:20.

[3] А ведь это — постоянное отшельничество и уединение, отдаление от общества — чуждо понятиям иудаизма!

[4] Сказано в трактате Авот (1:6): «Сделай себе учителя», а также: «Приобрети себе друга»! Следует, чтобы у человека были достойные друзья, даже если для этого будут необходимы какие-либо изменения в жизни или расходы.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.