Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

«Камень, отвергнутый строителями, стал главой угла». Что это значит?

Темы: Танах, Авраам, Давид, Теилим, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом! Скажите, пожалуйста, что означают слова в Псалме 118: «Камень, отвергнутый строителями, стал главой угла»? Сергей

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Сергей!

Общая идея этого стиха в том, что некто отверженный и презираемый достигает величия — когда окружающие понимают, в какой мере он на самом деле достоин уважения. У наших мудрецов существует три основных линии толкования, о ком именно идет здесь речь, причем нет необходимости утверждать, что объяснения эти противоречат друг другу. Согласно первому (Мидраш Эстер), здесь говорится об Аврааме, который пытался увещевать строителей Вавилонской башни. Его словам тогда не придали значения. Впоследствии башня была разрушена, строители наказаны, а Авраам — стал праотцом народа Израиля.

Согласно другому объяснению, пожалуй, самому простому (приводится у Раши), речь идет о народе Израиля в целом, веками презираемом и отвергаемом. Когда же истина откроется всем, он получит полагающееся ему уважение.

Самым же известным объяснением являются слова мудрецов в трактате Псахим (119а), где они говорят, что речь здесь о самом царе Давиде, авторе псалма, о том моменте, когда пророк Шмуэль пришел к его отцу, зная, что одного из сыновей Ишая он должен помазать на царство в Израиле. Однако ни один из сыновей не был помазан. Тогда позвали Давида, которого, по преданию, и сыном-то не считали, и оказалось, что будущий царь Израиля — именно он. Шмуэль сначала не оценил его по достоинству (Мидраш Танаим к Дварим), тогда Всевышний сказал ему: «Как смеешь ты сидеть в присутствии Моего помазанника?» В соответствии с этим объяснением, этот и ближайшие к нему стихи мудрецы в Талмуде распределяют «по ролям»:

«Возблагодарю Всевышнего…» — с чувством произнес Давид, к которому в семье относились незаслуженно пренебрежительно.

«Камень, отвергнутый строителями, был помещен во главу угла!» — воскликнул удивленный отец Давида, праведник Ишай.

«Это вышло от Господа», — сказали не менее удивленные братья;

«В этот день Г-сподь сделал [то, отчего], будем радоваться», — заключил пророк.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.